1. Главная
  2. Статьи
  3. МФО попадут под надзор приставов. На новый законопроект обратила внимание отраслевая СРО
Статьи

810

МФО попадут под надзор приставов. На новый законопроект обратила внимание отраслевая СРО

 МФО попадут под надзор приставов. На новый законопроект обратила внимание отраслевая СРОСРО «МиР» обратила внимание своих членов направительственный законопроект, согласно которому судебные приставы будутосуществлять надзор не только за коллекторами, но и за микрофинансовым организациями(МФО), осуществляющими возврат просроченной задолженности. Соответствующая информацияпоявилась на сайте этого отраслевого саморегулятора.

Как отметили в СРО, объединяющей микрофинансовые организации,2 сентября Правительство внесло в Госдумы проект федерального закона, которыйвносит правки в Федеральный закон «О защите прав и интересов физлиц при возвратепросроченной задолженности», а также в Федеральный закон «О микрофинансовойдеятельности и микрофинансовых организациях».

«Согласно данному законопроекту, ФССП будет осуществлять надзорне только за коллекторами, но и за кредитными организациями и МФО,осуществляющими возврат просроченной задолженности», - говорится в сообщении саморегулятора.

О законопроекте

Поправки разработаны в соответствии с поручениями ПрезидентаРоссийской Федерации по вопросам контроля за деятельностью лиц, осуществляющихвозврат просроченной задолженности. Законопроект реформирует нормативно-правовоерегулирование в сфере внесудебного возврата долгов физических лиц.

Действующий порядок.Что хотят изменить?

В настоящее время надзор, осуществляемый судебными приставами,установлен только над профессиональными коллекторскими организациями. Законопроектпредлагает распространить такой надзор на деятельность кредитных имикрофинансовых организаций, осуществляющих возврат просроченной задолженностифизических лиц. А для реализации новых полномочий надзорный орган будет вести:

  • государственный реестр профессиональных коллекторскихорганизаций;
  • перечень кредитных и микрофинансовых организаций,осуществляющих возврат просроченной задолженности физических лиц.

Перечень будет формироваться автоматически в рамкахмежведомственного информационного взаимодействия приставов с Центробанком. Размещатьсяон будет на официальном сайте ФССП.

Считается, что реализация поправок повлечет существенноеувеличение количества подконтрольных приставам субъектов. Их число вырастет с400 до порядка 2200 единиц, среди них профессиональные коллекторскиеорганизации и примерно 1 400 микрофинансовых и 400 кредитных организаций. Вотношении новых подконтрольных субъектов, как и в отношении существующих,приставы будут проводить:

  • профилактические мероприятия;
  • контрольно-надзорную деятельность;
  • рассмотрение уведомлений о начале взаимодействия длявключения в перечень кредитных и микрофинансовых организаций, осуществляющихвозврат просроченной задолженности физических лиц (проверку соответствияоборудования и программного обеспечения).

Что изменится дляМФО?

Законопроект предлагает установить, что кредитные имикрофинансовые организации, осуществляющие возврат догов, при взаимодействии сдолжниками обязаны:

  • обладать соответствующими оборудованием и программнымобеспечением,
  • осуществлять аудиозапись всех случаев непосредственноговзаимодействия, направленного на возврат просроченной задолженности.

Также поправки обязывают МФО записывать все текстовые,голосовые и иные сообщения, передаваемые при осуществлении взаимодействия сдолжником. Хранить такие записи придется в течение 3 лет.

Перед тем как назначать личную встречу, вести телефонныепереговоры, посылать текстовые или голосовые сообщения, МФО должны будутуведомить о своем намерении приставов.

Новые термины

Поправки вводят два новых понятия «профессиональнаяколлекторская организация» и «автоматизированный интеллектуальный агент». Второйпредставляет собой программное обеспечение для отправки голосовых сообщений,которое применяет системы генерации и распознавания речи и поддерживаетопределенные сценарии разговоров в зависимости от содержания диалога. Считается,что этот способ взаимодействия минимизирует возможные нарушения, посколькусоответствующий контроль осуществляется с помощью программного обеспечения. Ужеэто минимизирует человеческий фактор при возврате просроченной задолженности.

Льготный период

Устанавливается правило, согласно которому по инициативекредитора не допускается взаимодействие с должником по вопросам возвратапросроченной задолженности, возникшей из обязательств, по которым предоставленльготный период.

Взаимодействие через электроннуюпочту и Госуслуги

Законопроект предусматривает возможность для взаимодействиядолжника и кредитора с помощью электронной почты, если она была указана призаключении договора. Также допускается использование единого порталагосударственных и муниципальных услуг. По мнению авторов поправок, это уменьшитрасходы как кредиторов, так и должников.

«При этом для профессиональных коллекторских организацийналичие электронной почты, адрес которой размещается на официальном сайтеорганизации, будет обязательным», - добавляют разработчики законопроекта.

Что еще? Новыеполномочия приставов

Законопроект предлагает определить:

  • условия возврата просроченной задолженности,
  • указать особенности надзора за деятельностьюпрофессиональных коллекторских, кредитных и микрофинансовых организаций,
  • уточнить перечень и основания применения мер реагирования,которые вправе осуществлять ФССП при реализации своих полномочий.

Приставы смогут ограничивать отдельные способывзаимодействия с должниками. Такие ограничения могут распространяться на одинили несколько способов на срок до 60 календарных дней. При этом подконтрольное лицоможет ходатайствовать перед уполномоченным органом о досрочном снятииограничений.

А что с коллекторами?

Коллекторов обяжут включать в наименование организациисловосочетание «профессиональная коллекторская организация». А чтобы это непривело к допрасходам бюджета из-за переоформления соответствующих документов,власти больше не будут выдавать в бумажном виде свидетельства о внесениисведений в госреестр профессиональных коллекторских организаций. Вместе с темзаконопроект обязывает уполномоченный орган по запросу коллектора в течение 5рабочих дней выдать выписку из госреестра.

Также законопроект продлит срок, в который должен уложиться уполномоченныйорган при отправлении сообщения об отказе во внесении в государственный реестр,с 10 до 20 дней. Это сделано, чтобы привести процедуру к единообразию со срокомвнесения сведений о юридическом лице в государственный реестр.

Элеонора Ширинова

Специально для Информационного портала «Все осаморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Мы, иркутская строительная организация, вступаем в строительное СРО в Москве, общестроительные виды работ (на особо опасные, технически сложных и уникальных работы мы не претендуем). Нам сказали, что дополнительно требуется сертификат ИСО при вступлении в данное СРО. Правомерно ли требование сертификата ИСО при вступлении в СРО?

Ответ:

Несмотря на наличие в Градостроительном кодексе РФ минимальных требований к получению свидетельства о допуске СРО строителей, саморегулируемые организации имеют право устанавливать дополнительные требования, непротиворечащие законодательству.
В частности, требовать сертификаты ISO (ИСО), разработанные международной организацией по стандартизации. В линейке стандартов для строительства наиболее популярными являются: ИСО 9000 (управление качеством), ИСО 14000 (экологический менеджмент), ИСО 50001 (энергетический менеджмент), ИСО 31000 (управление рисками).
Согласно п. 12 ст. 55.5 «Документы саморегулируемой организации» ГрадКодекса РФ, правилами саморегулирования может быть установлено требование о наличии сертификатов соответствия работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, сертификатов системы управления качеством, которые выдаются при осуществлении добровольного подтверждения международных стандартов.
Решение вопроса об установлении особых требований к выдаче свидетельств о допуске к работам на уникальных объектах предоставлено на усмотрение саморегулируемых организаций. В то же время, часть 2 статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ определяет характеристики уникальных объектов капитального строительства. Очевидно, что уникальные объекты, исходя из характеристик, обладают повышенной опасностью по сравнению с обычными объектами.
Таким образом, саморегулируемая организация вправе установить особые повышенные требования к работам, оказывающим влияние на безопасность уникальных объектов, т.е. выше требований, установленных для работ на объектах, не относимых к особо опасным и технически сложным.
Вернуть старый дизайн