1. Главная
  2. Статьи
  3. Почему методы управления крупными бизнес-структурами не подойдут для институтов саморегулирования?
Статьи

264

Почему методы управления крупными бизнес-структурами не подойдут для институтов саморегулирования?

 Почему методы управления крупными бизнес-структурами не подойдут для институтов саморегулирования?В основе деятельности крупных бизнес-структур лежит непрерывно повторяющийся процесс - поиск и концентрация капитала, направление его на возрастание стоимости активов. Бизнес ищет способы постоянного роста прибыли, увеличения доли на рынке. Закон управления капиталом предполагает уменьшение числа участников рынка в целях концентрации капитала у ограниченного круга его участников.

В социальном государстве, каким является Россия, основой деятельности института саморегулирования и всего третьего, некоммерческого сектора экономики становится защита деятельности участников рынка, представление их интересов, решение социальных задач. Назначение некоммерческого сектора экономики - выявление узких мест для решения задач социального государства. Управление этим сектором экономики преследует другие цели: увеличение числа участников, институтов некоммерческого сектора для обеспечения развития социального государства и т.д.

Ситуация, сложившаяся сегодня в саморегулировании в строительном комплексе, стала результатом применения в этом социальном институте технологий управления крупными бизнес-структурами: поиск капитала (цель крупного капитала); сокращение количества участников (цель крупного капитала); поиск правонарушителей (цель прокуратуры, следственных органов).

Ни одна из этих задач не свойственна развитию института саморегулирования в строительном комплексе. Каждый сектор экономики должен выполнять свои задачи, и в каждом секторе экономики должны применяться свои технологии управления.

При всем уважении к задачам, решаемым крупным бизнесом, остается одно пожелание: чтобы при переходе в структуры третьего сектора экономики, что вполне допустимо, его представители применяли другие технологии управления. Это вполне возможно, ведь руководители крупных бизнес-структур имеют хорошее образование, опыт управленческой работы, позволяющие им успешно управлять организациями некоммерческого сектора.

Цель саморегулируемых организаций стройкомплекса состоит в предупреждении причинения вреда, повышении качества. Национальные объединения саморегулируемых организаций должны выступать с позиции защиты интересов своих членом, а не с позиции их обвинения и поиска виновного. Защитник - не прокурор, адвокат - не судья. Такое ролевое распределение задач - не случайное явление в общественном управлении.

За семь лет существования саморегулирования в стройкомплексе у органов государственной власти было достаточно времени для того, чтобы определить в законодательстве «узкие места», внести соответствующие изменения в формирование дополнительной имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций для того, чтобы не создавать коррупционные, коррупционно-криминальные схемы вокруг банкротства банков, потерянных средств компенсационных фондов.

Однако возникает вопрос, какой орган государственного управления отвечает за формирование норм права, регулирующих деятельность членов саморегулируемых организаций, института саморегулирования в строительном комплексе?

Еще в 2014 г. в решениях арбитражных судов было определено, что «законодательного регулирования, позволяющего исключать средства компенсационных фондов, размещенные на счетах кредитных организаций из конкурсной массы банков-банкротов, не существует», и что обеспечение сохранности комфондов в российских кредитных организациях возможно только при условии внесения изменений в законодательство.

Семь лет бездействия органов государственного управления в решении этой задачи, возможно, и не носит преднамеренный характер. Но теперь настало время отвечать за действия (бездействие) должностных лиц согласно нормам гражданского права, а также привести нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации в соответствие с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Конституции Российской Федерации. Не надо социальную болезнь под названием «недостаточная эффективность норм права» загонять внутрь и делать вид, что этих проблем не существует.

Применение административных методов управления в системе саморегулирования стройкомплекса стало причиной падения уровня требований к участникам рынка по предупреждению причинения вреда, то есть в фактическому отходу от законодательно установленной цели по предупреждению причинения вреда, что привело к снижению доверия к власти, к отходу от основного тренда развития саморегулирования, заложенного в российском законодательстве.

Необходимо отметить, что требования Федерального закона от 01.12.2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», Градостроительного кодекса Российской Федерации (ред. 2015 г.) в части дополнительной имущественной ответственности по возмещению причинения вреда в форме компенсационных фондов и страхования гражданской ответственности всеми саморегулируемыми организациями в основном выполнены.

Предъявлять к СРО и их членам требования, не соответствующие законодательству, а также установленным целям и содержанию их деятельности, - означает беспрецедентный разворот, не лучшим образом характеризующий уровень управления в отдельных государственных органах. Выходит, прав Президент России, поддержавший усиление гражданского контроля за работой госаппарата.

Но не все представители административной системы хотят развития механизма общественного контроля, не спешат выполнять поставленные на высоком уровне задачи. И наглядный пример здесь - использование административных методов воздействия на СРО. Видимо, кое-кто не хочет, чтобы СРО и их члены приобрели опыт гражданского контроля, усилили свой общественный вес. Ведь чем эффективнее и крепче институт саморегулирования, тем меньше у должностных лиц возможностей для злоупотреблений.

Развитие института саморегулирования, как и всего некоммерческого сектора, безусловно, требует поддержки со стороны государства, органов государственного управления, но не в том виде, как это, к сожалению, осуществляется сейчас. Административные методы, хотя и самые доступные, не способствуют повышению конкурентоспособности экономики, созданию цивилизованного рынка, что достигается только путем развития всех секторов экономики и применения к каждому из них своих технологий управления.

Ю.И. Мхитарян,
Председатель Общественного проекта «За эффективную систему саморегулирования строительной отрасли»,
помощник первого заместителя Председателя Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству А.Ю. Русских,
Генеральный директор Общероссийского межотраслевого объединения работодателей Союз «СтройСвязьТелеком»,
д.э.н., магистр права, академик Международной академии информатизации
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОПРИЗ проведет конференцию "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры"
24.04.2024

НОПРИЗ проведет конференцию "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры"

25 апреля состоится пленарная конференция "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры". Анонс размещен на сайте НОПРИЗ.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Вернуть старый дизайн