НОСТРОЙ доработал методические указания по предоставлению займов членам СРО и оценке их финансового положения. Информацией с нашим порталом поделилась пресс-служба саморегулируемой организации «Балтийский строительный комплекс».
7 июля состоялось совещание на тему: «Предоставление саморегулируемыми организациями займов своим членам». Онлайн-встречу посетили представители Минстроя, НОСТРОЙ и отраслевых СРО. По итогам совещания Нацобъединение доработало методические указания по предоставлению займов и оценке финансового положения членов СРО, подготовленные в соответствии с постановлением Правительства № 938 от 27.06.2020 года.
Методические рекомендации предусматривают алгоритм действий саморегулируемой организации по принятию решения о предоставлении займа своему члену. Также в документе описан порядок подачи и рассмотрения заявки на получение займа и процедура оценки финансового состояния члена СРО, претендующего на получение займа. Кроме того, в рекомендациях НОСТРОЙ рассказал саморегуляторам о том, как рассчитать размер средств компенсационного фонда, которые могут быть использованы для выдачи займов.
Принятие решения о выдаче займа члену СРО
Согласно методичке НОСТРОЙ, решение о предоставлении займа принимает Общее собрание СРО, созванное по инициативе органов управления СРО (коллегиального или единоличного исполнительного органа).
«В целях реализации права на предоставление займов своим членам ПДКОУ (постоянно действующий коллегиальный орган управления) или ИО (исполнительный орган) саморегулируемой организации … принимает решение о созыве ОС СРО (Общего собрания СРО). В повестку ОС СРО включается вопрос о предоставлении займов саморегулируемой организации», - говорится в документе НОСТРОЙ.
Организация порядка предоставления займов отнесена к исключительной компетенции Общего собрания СРО. Решения по таким вопросам принимаются в очной форме. При этом Нацобъединение допустило использование средств дистанционного взаимодействия при проведении Общих собраний СРО.
«Решения ОС СРО с использованием средств дистанционного взаимодействия в режиме видеоконференции должны приниматься с учетом особенностей организации. Порядок проведения заседаний высшего и иных органов юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, определяется их уставами и законодательством Российской Федерации. … Квалифицирующим признаком очной формы проведения собрания, иного заседания высшего органа некоммерческой организации является возможность установления факта присутствия на нем соответствующих лиц», - указано в рекомендациях НОСТРОЙ.
В связи с этим использование информационно-телекоммуникационных технологий для проведения дистанционного Общего собрания возможно при соблюдении всех квалифицирующих признаков и правил (определение волеизъявления лиц, участвующих удаленно, ведение подсчета голосов). Для подтверждения участия заинтересованных лиц в собрании следует использовать систему идентификации и контроля доступа.
Отмечается, что дистанционный способ проведения собраний менее затратен с финансовой точки зрения и более оперативен, что важно в случае необходимости принятия срочных корпоративных решений. При этом в НОСТРОЙ пояснили, что при использовании информационно-телекоммуникационных технологий для проведения Общего собрания необходимо четко разграничивать его очную и заочную формы. Последствия нарушения порядка проведения собраний предусмотрены статьями 181.3 – 181.5 Гражданского кодекса.
Также в методических рекомендациях Нацобъединения указано, что новые правила, касающиеся займов, не требуют внесения изменений в Устав СРО в части ее функций, прав и обязанностей.
«Саморегулируемая организация наряду с определенными ч. 3 ст. 6 закона 315-ФЗ правами имеет иные права, если ограничение ее прав не предусмотрено федеральным законом и (или) ее учредительными документами (ч. 4 ст. 6 закона 315-ФЗ). Цели формирования компенсационного фонда как способа обеспечения ответственности членов саморегулируемой организации (ч.2 ст. 55.16 ГрК РФ, ч. 1 ст. 13 закона 315-ФЗ) не меняются», - пояснил в НОСТРОЙ.
При этом саморегуляторам рекомендовано внести изменения в положение о компфонде обеспечения договорных обязательств, дополнив его отдельной главой или разделом. Примерная форма таких правок также отражена в методических рекомендациях НОСТРОЙ.
«Соответствующая глава (раздел) должна содержать процедуру предоставления займов, определять размеры займов для одного члена саморегулируемой организации, значение процентов за пользование такими займами, срок их предоставления, цели предоставления займов, требования к членам саморегулируемой организации, которым могут быть предоставлены указанные займы, порядок и сроки рассмотрения заявок на получение займов и принятия решений о предоставлении займов, порядок контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам, основания для отказа в предоставлении займа», - предлагает Нацобъединение.
Кроме того, в рекомендациях указано, что Общее собрание СРО может наделить коллегиальный орган полномочиями по предоставлению займов. Соответствующие изменения могут не вноситься в Устав СРО, если он уже относит к компетенции коллегиального органа решение вопросов, не относящихся к исключительной компетенции Общего собрания и компетенции исполнительного органа. В противном случае такими полномочиями следует наделить исполнительный орган, либо в устав СРО необходимо внести изменения. Также НОСТРОЙ напомнил саморегуляторам о необходимости сообщать в надзорный орган о внесении изменений в Устав.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru