Ассоциация «Кадастровые инженеры юга»: у государственных и частных кадастровых инженеров должны быть одинаковые права!
Недавно стало известно, что Федеральная кадастровая плата направила на рассмотрение Государственной Думы поправки в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав». Согласно законопроекту, частные специалисты, не входящие в структуру ФКП, потеряют возможность осуществлять работы кадастровых инженеров. В поддержку представителей отрасли выступила саморегулируемая организация Ассоциация «Кадастровые инженеры юга»…
Ассоциация «Кадастровые инженеры юга» ведет активную деятельность, направленную на защиту интересов представителей отрасли. Недавно СРО выступила против принятия в существующей редакции поправок в ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» и иные законодательные акты Российской Федерации в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав».
Напомним, 29 мая состоялось Общее собрание кадастровых инженеров Ассоциации. В рамках встречи было принято обращение по проекту закона. Итак, упомянутый законопроект разделяет всех кадастровых инженеров на государственных, которые станут работниками федерального государственного бюджетного учреждения «ФКП Росреестра» и будут финансироваться за счёт ФКП и частных – всех остальных. Таким образом, создаются две системы кадастровых инженеров, которые будут работать по разным правилам, что существенно сократит рынок кадастровых услуг и, в перспективе, может привести к монополизации рынка ФКП.
В обращении от лица Председателя Общего правления саморегулируемой организации Галины Высокинской отмечено следующее:
«Государственные кадастровые инженеры в соответствии с предлагаемыми законопроектом поправками, будут иметь доступ к ФГИС ЕГРН и безвозмездно смогут получать необходимые сведения, а частные – нет. Государственные кадастровые инженеры, будучи работниками ФКП, смогут иметь возможность межведомственного взаимодействия с другими государственными органами, а также ведомственного взаимодействия с территориальными управлениями Росреестра, а частные – нет. Государственные кадастровые инженеры смогут выполнять кадастровые работы в отношении принадлежащих государству объектов недвижимости, а частные – нет».
Также согласно положениям проекта закона, предлагается предоставить ФКП полномочия оператора ФГИС ЕГРН. По мнению СРО, сотрудники ФКП, в том числе и КИ, получат доступ к сведениям ЕГРН. Это позволит им не только работать на рынке кадастровых услуг по более низкой цене (поскольку нет необходимости оплачивать государству выписки из ЕГРН), но также даст возможность получать денежные средства от заказчиков работ за получение необходимых выписок. Таким образом, данный законопроект создает условия для проявления коррупции.
Согласно положениям Федерального закона «О защите конкуренции» (от 26 июля 2006 N 135-ФЗ) совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов является недопустимым (исключение – случаи, установленные федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ). Принятие законопроекта позволит обойти данный запрет, а вместо этого предоставит ФКП возможность осуществлять коммерческую деятельность и извлекать прибыль, используя государственную материально-техническую базу.
«Законопроект буквально «рубит под корень» весь малый и средний бизнес в кадастровой области, выбрасывает за пределы профессиональной сферы целый пласт высококвалифицированных специалистов, обладающих комплексом знаний в области геодезии, картографии, кадастрового учета, землеустройства и юриспруденции. Для того чтобы стать специалистом в этой сфере кадастровые инженеры, имея высшее профильное образование, проходят стажировку, сдают дополнительный теоретический (квалификационный) экзамен и систематически повышают свою квалификацию, приобретают и используют дорогостоящее геодезическое оборудование, их гражданская ответственность, в соответствии с действующим законодательством, застрахована на два с половиной миллиона рублей».
Также представители СРО отмечают, что принятие проекта закона означает монополизацию рынка со стороны государственных КИ. Частные кадастровые инженеры с ними конкурировать не смогут в силу таких естественных причин, как отсутствие у государственных КИ расходов на хозяйственную деятельность, средства производства, транспорт, затрат на получение сведений из ЕГРН. В результате, системы кадастровых отношений и саморегулирования в России, которые выстраивались более 10 лет, будут попросту сломаны. В свою очередь, создание монополии приведет к нарушению прав потребителей кадастровых услуг.
Помимо этого, реализация обозначенной в проекте закона модели, повлечёт за собой дополнительную нагрузку на государственный бюджет, а, возможно, и снижение качества услуг:
«В пояснительной записке к законопроекту сказано, что его реализация не потребует дополнительного финансирования из государственного бюджета, однако, в ФКП, в силу специфики выполняемых ею задач, никогда не было специалистов в области кадастровой деятельности. Для того, чтобы начать работы в этом направлении, ФКП необходимо либо финансирование на обучение своих специалистов, либо привлечения специалистов со стороны (частных кадастровых инженеров). Кроме того, чтобы ФКП смогла качественно выполнять кадастровые работы, потребуются немалые средства из государственного бюджета для закупки оборудования, программного обеспечения. На обучение и освоение оборудования и программного обеспечения, потребуется время. Ни о каком улучшении качества кадастровых работ в этот период, нельзя говорить. Помимо этого, выполнение кадастровых работ, потребует финансирования транспортных расходов с целью выезда на объект для установления и согласования местоположения его границ, оформления акта согласования».
Проект закона предлагает также предоставить ФКП право исправления ошибок в реестре. Внесение исправлений предполагается без предоставления заявления заинтересованного лица и заключения договора подряда, соответственно, прибыли данные работы не принесут и финансировать их нужно за счет бюджета. Однако использование картографического материала не позволяет определять координаты с необходимой точностью, следовательно, такой картографический материал невозможно использовать при исправлении реестровых ошибок.
«Возложение на ФКП обязанности изготовления межевых и технических планов для исправления реестровых ошибок без заявлений правообладателей, в отсутствие механизма контроля над кадастровыми инженерами ФКП, может привести к произвольному исправлению реестровых ошибок, соответственно, в обществе возникнет социальное напряжение и недовольство действиями государственных органов.
Данный законопроект разрушает малый и средний бизнес целой отрасли. Кадастровые инженеры, осуществлявшие предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, с помощью купленного на свои средства оборудования, более десяти лет создавали для государства налогооблагаемую базу объектов недвижимости. Результатом передачи полномочий кадастровых инженеров государственным структурам, неспособным без дополнительного государственного финансирования и надлежащего контроля справиться с поставленной задачей, государство в итоге получит рост безработицы, сомнительное качество кадастровых работ, недостоверность сведений ЕГРН, коррупцию в сфере кадастра».
В заключение своего обращения, СРО «Кадастровые инженеры юга», от имени своих членов, отмечает что принятие законопроекта в таком виде недопустимо: «У государственных кадастровых инженеров и частных кадастровых инженеров должны быть одинаковые права и обязанности».
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru