В Докладе Минэкономразвития о состоянии саморегулирования в России проведен анализ реализации Концепции совершенствования механизмов саморегулирования. Подробнее об этом читайте в нашей статье.
Концепция совершенствования механизмов саморегулирования
Согласно поручению Президента Российской Федерации распоряжением Правительства № 2776-р от 30 декабря 2015 года утверждена Концепция совершенствования механизмов саморегулирования.
В Минэкономразвития отметили, что основной целью совершенствования механизмов саморегулирования является формирование единой эффективной общегосударственной модели саморегулирования. Такая модель должна определить свои цели и задачи, а также позволить использовать ее потенциал для повышения качества товаров (работ, услуг) субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности.
В Концепции предусматриваются следующие основные направления реформирования системы саморегулирования:
По данным Минэка, сегодня вне зависимости от отраслевой специфики в большинстве сфер, для которых законодательно закреплено требование об обязательном членстве в СРО, наблюдается ряд объективных недостатков. Так, среди недостатков отдельных элементов института саморегулирования, связанных с достижением целей Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях», в Концепции выделяются следующие:
1. Недостаточно эффективное выполнение функции по выработке отраслевых стандартов деятельности, возложенной на институт СРО.
2. Неэффективность существующих механизмов обеспечения имущественной ответственности субъектов саморегулирования перед потребителями, неразвитость практики работы с жалобами и внесудебного урегулирования споров, низкая информированность потребителей товаров, работ, услуг о возможностях и преимуществах СРО.
3. Недостаточная эффективность контроля СРО за соблюдением членами СРО установленных требований.
4. Невысокая эффективность государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО и уровень разработанности правовых механизмов ответственности СРО.
Согласно Концепции существующие модели саморегулирования с обязательным членством должны быть скорректированы с учетом актуализированных единых правовых основ деятельности СРО в Законе № 315 и установленных им возможных отраслевых особенностей. Для достижения поставленной цели Министерство предлагает решить следующие задачи:
1) определение общих правовых основ института саморегулирования в Российской Федерации;
2) приведение отраслевого законодательства о СРО в соответствие с общегосударственной моделью саморегулирования;
3) повышение эффективности осуществления государственного контроля (надзора) за СРО и усиление ответственности СРО в случае нарушения ими обязательных требований;
4) усиление стимулов для создания и развития СРО с добровольным участием.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации № 2776-р от 30 декабря 2015 года реализация Концепции планировалась в 3 этапа. Первый этап проходил в 2016 году, его основная цель заключалась в том, чтобы на законодательном уровне обеспечить принятие общегосударственной модели и осуществление эффективного контроля, в том числе:
Второй этап пришелся на 2017 - 2018 годы. В этот период основная цель относилась к обеспечению эффективного функционирования трехуровневой модели, развитие добровольного саморегулирования, в том числе:
Заключительный еще не окончен. Он был начат в этом году, его завершение запланировано на 2020 год. Основная цель третьего этапа заключается в сближении моделей обязательного и добровольного саморегулирования и делегирование полномочий саморегулируемым организациям с добровольным членством, в том числе проведение в рамках установленных процедур оценки эффективности деятельности отдельных СРО за выбранный временной период в целях принятия решений о передаче государственных функций.
Поправки в Федеральный закон № 315 «О саморегулируемых организациях»
В рамках первого этапа реализации Концепции Минэкономразвития разработало и внесло в Правительство проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поправки направлены на установление единых правовых основ деятельности СРО.
Среди основных новелл законопроекта можно выделить следующие:
1. Установлена трехуровневая система саморегулирования:
При этом членство в Нацобъединении, согласно законопроекту, является добровольным. За их деятельностью будет осуществляться государственный контроль уполномоченным на то федеральным органом исполнительной власти.
2. Законопроектом предлагается закрытый перечень случаев, допускающих установление в рамках отраслевого законодательства особенностей осуществления СРО в соответствующих отраслях своей деятельности.
Закрытый перечень установлен также в отношении сфер, предусматривающих обязательное членство в СРО. Кроме того, не допускается введение режима «обязательного саморегулирования» в отношении деятельности по производству и реализации продукции, а также по оказанию посреднических услуг.
В отношении некоммерческих организаций, имеющих статус СРО, законопроектом допускается реорганизация в форме присоединения.
3. Касательно стандартов деятельности СРО существенным является деление их в зависимости от принявшего органа на федеральные и стандарты, разрабатываемые непосредственно самими СРО. Также важным фактором является определение в рамках законопроекта содержания стандартов деятельности СРО.
4. Кроме того, законопроект вводит институт «признания деятельности СРО», аналогов которого в действующем законодательстве о саморегулировании не имеется.
Согласно законопроекту заключение соглашения о признании результатов деятельности СРО допускается в случае, если предмет контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов, профессионального обучения, повышения квалификации, аттестации работников членов саморегулируемой организации идентичен предмету государственного контроля. Указанный институт отвечает сущности института саморегулирования, поскольку предусматривает непосредственное взаимодействие частных и публичных структур в рамках решения соответствующих вопросов.
5. Существенной новеллой законопроекта является внесение норм, регламентирующих порядок осуществления СРО контроля за деятельностью своих членов, в том числе определение сроков, оснований и периодичности проведения СРО контрольных мероприятий в отношении своих членов. Также законопроектом регламентирован порядок применения СРО мер дисциплинарного воздействия.
6. В части вопросов обеспечения имущественной ответственности законопроект устанавливает в качестве обязательного и основного способа обеспечения имущественной ответственности СРО и членов СРО формирование компенсационного фонда.
Существенной новеллой является также установление по общему правилу солидарной ответственности СРО по обязательствам своих членов. Солидарная ответственность, в отличие от субсидиарной, дает кредитору право выбора должника по исполнению обязательства: СРО и (или) ее члена. В случае, когда обязательство исполнено СРО, у нее появляется право регрессного требования к своим членам за вычетом доли, падающей на нее.
В Минэке полагают, что имущественная ответственность СРО по обязательствам своих членов позволит изменить существующий в системе формальный подход к стандартизации деятельности и контролю за ее осуществлением со стороны СРО.
7. Законопроект расширяет возможности для использования информационно-коммуникационных технологий в работе органов управления СРО.
В Минэкономразвития подчеркнули, что по состоянию на 1 января 2019 года предусмотренные Концепцией мероприятия по реформированию законодательства о саморегулировании не реализованы.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru