В раках заседание Экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере, прошедшем 12 февраля, Алексей Белоусов представил законопроект № 1083420-7, позволяющий СРО использовать доходы с размещения компфондов для уплаты налогов и отчислений в Нацобъединения.
12 февраля в Санкт-Петербурге состоялось заседание Экспертного совета НОСТРОЙ по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере. В мероприятии, прошедшем под председательством Алексея Белоусова, приняли участие 23 члена Экспертного совета из 33, а также исполнительный директор НОСТРОЙ Виктор Прядеин.
Алексей Белоусов представил на заседании законопроект № 1083420-7, направленный на совершенствование системы саморегулирования в строительстве для устойчивого развития отрасли. Поправки поступили в Госдуму в конце 2020 года. Они учитывают предложения НОСТРОЙ и предусматривают, что доходы с размещения компфондов в банке могут быть использованы СРО:
Докладчик напомнил о том, что еще на стадии подготовки законопроект неоднократно рассматривался Экспертным советом. В этой связи позиция профсообщества уже была сформирована. В настоящее время необходимо оценить полноту учета предложений НОСТРОЙ в редакции, внесенной в Госдуму.
В ходе обсуждения вопроса Виктор Прядеин отметил, что при работе над поправками целесообразно актуализировать иные предложения НОСТРОЙ по совершенствованию механизмов саморегулирования для их возможного включения в законопроект. Речь идет о предложении, направленном на введение промежуточных уровней ответственности по компфондам, а также иных инициативах объединения.
После дискуссии участники заседания решили передать законопроект на рассмотрение ранее созданной рабочей группе.
Взносы в Нацобъединение за счет дохода с размещения компфондов
Поправки позволяют использовать часть дохода, получаемого СРО при размещении компфондов, на уплату взносов в Национальные объединения. Также предлагается направить на указанные цели доходы от размещения или инвестирования средств, находящихся в распоряжении Национального объединения СРО, снизив обязательные отчисления со стороны СРО и их членов.
Авторы законопроекта отметили, что основным источником формирования имущества СРО являются единовременные и регулярные членские взносы, которые в соответствии со сметой доходов и расходов направляются на реализацию целевых мероприятий, определенных законодателем и уставом СРО и Национальных объединений. При этом Нацобъединения (НОСТРОЙ, НОПРИЗ) выступают в качестве системообразующего звена строительной отрасли. Они координируют работу системы саморегулирования и выполняют функции по стандартизации деятельности строительных компаний, разработке предложений по изменению действующего законодательства и поддержке строительной отрасли.
«Таким образом, возможность реализации целевых мероприятий, которые направлены на предупреждение причинения вреда и повышение качества строительных работ, а также на стандартизацию и совершенствование строительной отрасли, имеет прямую зависимость от поступления денежных средств от членов СРО, что, в свою очередь, является обременительным для строительных организаций», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Предлагаемые законопроектом изменения формируют у СРО дополнительный источник дохода (от размещения компенсационного фонда), который позволит снизить расходы строительных компаний - членов СРО.
Налог на доход с размещения компфондов за счет этого дохода
Кроме того, поправки наделяют СРО, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН), правом уплачивать налог на доход от размещения компфонда за счет такого дохода.
В ранее действовавшей редакции статьи 55.16 Градостроительного кодекса не содержалось указания на виды налогов, для уплаты которых допускается перечисление средств компенсационного фонда. Эта статья в редакции Федерального закона 372-ФЗ сузила перечень видов налогов, уплата которых возможна за счет доходов от размещения средств компенсационных фондов, ограничив его только налогом на прибыль организаций. Вследствие этого СРО, применяющие специальные режимы налогообложения, в том числе УСН, лишились такого права. Между тем такая возможность сохраняется для СРО, применяющих общую систему налогообложения.
Отмечается, что большинство саморегулируемых организаций применяют именно УСН. В этой связи, как считают авторы поправок, в настоящее время СРО вынуждены выбирать один из следующих вариантов действий:
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru