Кадастровые инженеры: отделить зёрна от плевел поможет СРО
Национальное объединение саморегулируемых организаций кадастровых инженеров подвела итоги проверок специалистов отрасли за первую половину 2019 года. Мониторинг саморегуляторов осуществлялся в соответствии с информацией, поступившей от органа регистрации прав, о нарушениях кадастровыми инженерами законодательства РФ в период с января по май 2019 года. Предлагаем ознакомиться с результатами ревизии СРО…
Итак, за период с января по май 2019 года в саморегулируемые организации кадастровых инженеров из территориальных органов Росреестра поступило 1377 писем в отношении 2517 кадастровых инженеров (9,3% от общего количества КИ) о нарушениях ими законодательства Российской Федерации. Это стало основанием для принятия государственным регистратором решения о приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В отношении 2517 кадастровых инженеров саморегулируемые организации кадастровых инженеров инициировали проверочные мероприятия, по результатам которых 595 специалистов были привлечены к дисциплинарной ответственности, что составило 48,1% от общего количества кадастровых инженеров, в отношении которых проведены проверки: в том числе вынесено 165 предупреждений (13,3%), 408 замечаний (33%) и 22 предписаний (1,8 %).
В ходе проведения внеплановых проверок в отношении 102 кадастровых инженеров были выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации, однако меры дисциплинарного воздействия не применялись в связи с устранением кадастровыми инженерами нарушений в ходе проверки, признания СРО КИ нарушений незначительными либо по иным причинам.
Таким образом, нарушения законодательства в сфере кадастровых отношений были выявлены у 697 кадастровых инженеров, что составило 56,3% от количества кадастровых инженеров, в отношении которых проведены проверки (1237 КИ). В ходе проведенных проверок в отношении 540 (43,7%) кадастровых инженеров оснований для применения мер дисциплинарного воздействия не выявлено. Что касается обращений в отношении 1280 кадастровых инженеров, то ряд из них находится на рассмотрении либо принято решение об отказе в рассмотрении.
По сравнению с аналогичным периодом 2018 года, в 2019 году увеличилось количество кадастровых инженеров, в отношении которых территориальными органами Росреестра направлена информация о нарушениях. Общее количество примененных дисциплинарных мер по результатам внеплановых проверок также увеличилось. Так, в январе-мае 2018 из 1893 кадастровых инженеров было привлечено к дисциплинарной ответственности 427 КИ (22,6%), в январе –мае 2019 из 2517 КИ привлечено к дисциплинарной ответственности 595 КИ (23,6%).
В результате анализа были выявлены наиболее часто встречающиеся ошибки, допускаемые кадастровыми инженерами при подготовке документов. Связаны они с нарушением требований к подготовке документов, необходимых для государственного кадастрового учета, установленных органом нормативно-правового регулирования.
По мнению специалистов, основными причинами возникновения нарушений, допускаемых кадастровыми инженерами, являются:
- невнимательность, допускаемая кадастровыми инженерами при составлении документов;
- использование кадастровыми инженерами при подготовке документов неактуальных сведений ЕГРН (без уточнения их на дату составления документов);
- не соблюдение требований нормативных правовых актов в сфере кадастровых отношений.
Каковы же типичные ошибки, которые допускают кадастровые инженеры в этом году?
Во-первых, XML-документ межевого плана, технического плана, Акта обследования, приложенных к заявлению, не обеспечивает считывание и контроль представленных данных по причинам:
- межевой план, технический план отсутствует в корне архива;
- межевой план, технический план ранее были представлен с другим заявлением;
- кадастровые номера объекта недвижимости в межевом плане, техническом плане указаны с ошибками.
Во-вторых, межевой план, технический план, Акт обследования не соответствуют предъявляемым к ним требованиям, в частности:
- неверно указан номер кадастрового квартала, в пределах которого располагается, образуемый земельный участок;
- отсутствие всех сведений о кадастровом инженере (СНИЛС, номер и дата заключения договора на выполнение кадастровых работ, сведения о номере регистрации в государственном реестре лиц, осуществляющих кадастровую деятельность);
- категория земель и (или) вид разрешенного использования образуемого земельного участка, указанные в межевом плане, не соответствуют сведениям ЕГРН о категории земель и виде разрешенного использования исходного земельного участка. При этом документы, подтверждающие изменение указанных сведений, отсутствуют в составе Приложения межевого плана;
- вид разрешенного использования земельного участка, указанный в межевом плане, противоречит перечню основных видов разрешенного использования соответствующей территориальной зоны согласно правилам землепользования и застройки;
- в межевом плане отсутствуют сведения об обеспечении доступа (прохода или проезда от земель общего пользования, земельных участков общего пользования, территории общего пользования) к образуемым или измененным земельным участкам;
- не приводится либо указывается не полный перечень объектов недвижимости, расположенных в пределах ЗУ, в отношении которого подготовлен межевой план, при наличии о них сведений в ЕГРН;
- в разделе «Заключение кадастрового инженера» межевого плана не приводятся или приводятся некорректно обоснования изменения площади, конфигурации земельного участка, местоположения уточненных его границ, в том числе при подготовке межевого плана в связи с исправлением реестровой ошибки, отсутствуют предложения кадастрового инженера по устранению выявленных в ЕГРН ошибок, в том числе результаты необходимых измерений, при наличии в межевом плане информации о выявленной реестровой ошибке;
- адрес земельного участка указан не в соответствии со сведениями и структурой, содержащимися в федеральной информационной адресной системе;
- в разделе «Схема расположения земельных участков» межевого плана не указаны границы территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, территорий объектов культурного наследия, в случаях расположения земельного участка в таких зонах;
- не включается раздел «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в случае если межевой план оформляется в результате кадастровых работ по уточнению местоположения границ земельного участка или в результате кадастровых работ по его образованию уточнено местоположение границ смежных земельных участков;
- количество Актов согласования не соответствует количеству уточняемых земельных участков;
- в межевом плане отсутствуют сведения о смежных земельных участках и (или) сведения о документах, подтверждающих право гражданина на смежный земельных участок (при отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах (обременениях) на такой ЗУ в установленном действующим законодательством порядке). Либо сведения о смежных земельных участках, указанные в акте согласования местоположения его границ, противоречат тем, что указаны в соответствующем разделе представленного межевого плана;
- в техническом плане не указан либо допущена ошибка при указании типа контура объекта незавершённого строительства (подземный, надземный или наземный);
- в техническом плане зданий, сооружений отсутствуют планы всех этажей (планы зданий, сооружений при отсутствии этажности), включение которых предусмотрено частью 14 статьи 24 Закона о регистрации;
- отсутствует подтверждение, что законодательством РФ в отношении объекта недвижимости, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которого подано Заявление, не предусмотрены подготовка и (или) выдача следующих документов: проектной документации, разрешения на строительство, технического паспорта, разрешения на ввод. При этом технический план подготавливается на основании декларации об объекте недвижимости;
- не приводятся сведения о земельном участке либо указывается не полный перечень земельных участков, в пределах которых располагается объект незавершённого строительства;
- в техническом плане отсутствуют сведения о виде разрешенного использования объекта незавершённого строительства;
- адрес объекта недвижимости указан не в соответствии со сведениями и структурой, содержащимися в федеральной информационной адресной системе;
- характеристики объекта недвижимости, указанные в техническом плане, не подтверждаются документами, на основании которых они были внесены;
- в разделе «Приложения» технического плана не указаны приложенные к нему документы;
- сведения о характеристиках объекта недвижимости (год ввода в эксплуатацию, год завершения строительства, количество этажей, назначение сооружения), указанные в техническом плане не соответствуют таким сведениям, указанным в документах, на основании которых он был подготовлен;
- имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в техническом плане, и сведениями ЕГРН о данном объекте, (за исключением случаев, если вносятся изменения в указанные сведения ЕГРН);
- отсутствуют сведения о виде объекта недвижимости и его кадастровом номере, а также сведения о наличии (отсутствии) в ЕГРН сведений о зарегистрированных на него правах;
- в Акте обследования отсутствует заключение кадастрового инженера о прекращении существования объекта недвижимости.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru