Энергетический рынок Украины еще не готов к честному саморегулированию. Политикам предстоит побороться с отраслевыми монополистами, а введение института СРО на украинском рынке электроэнергии может быть перенесено на два года. Об этом сообщили в команде Президента Украины Владимира Зеленского, отметив, что закон, который должен был с 1 июля ввести саморегулирование в энергетическую отрасль Украины, может не вступить в силу.
Председатель Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг, эксперт команды Владимира Зеленского Андрей Герус заявил, что введение конкурентного рынка электроэнергии, которое начнется в июле 2019 года, необходимо перенести на 1-2 года, поскольку сейчас Украина не готова к нему.
«В апреле 2017 Верховная Рада приняла Закон Украины «О рынке электрической энергии», а 8 июня 2017 Президент Порошенко подписал этот закон. Одним из важных элементов этого закона является лишение государством права регулировать тарифы производителей электрической энергии. Такая модель предполагает саморегулирование рынка с помощью механизмов конкуренции, спроса и предложения. Действительно, такие модели работают во многих (хотя и не во всех) странах мира. На Украине такая модель, согласно упомянутому закону, должна заработать с 1 июля. Но на Украине есть ключевое расхождение со странами, где такое вводилось. У нас нет конкуренции на рынке, а есть глубокая монополизация рынка. Следовательно, производители с 1 июля смогут выставлять любые цены на электроэнергию, не встречая реальной конкуренции, которая может ограничивать рост цен. По разным оценкам, скачок цен с введением такого «либерализованного монопольного рынка» может составить 30% -60%», - говорится в обращении Андрея Геруса.
По словам эксперта, Антимонопольный Комитет Украины не имеет строгой позицию в отношении энергетических монополистов. Усилению позиций отдельных компаний способствуют барьеры, препятствующие выходу на рынок, закрытость рынка и небольшой объем конкуренции.
«В выводах Антимонопольного комитета тогда утверждалось, что рыночная власть производителей электроэнергии не может быть реализована через техническое и ценовое государственное регулирование (Министерство энергетики и НКРЕКП). Теперь логика реформы - с 1 июля снять это регулирование, чтобы монополисты смогли полностью реализовать свою рыночную власть? Конечно, такая модель рынка имеет смысл, если на рынке существует настоящая конкуренция, присутствуют десятки участников, открытый импорт. И для создания конкуренции должна была быть проделана подготовительная работа государственными органами власти. Но что произошло в Украине за последние годы?
Группа ДТЭК в августе 2017 приобрела контрольные пакеты акций 5 крупных энергетических компаний (Западэнерго, Днепроэнерго, Киевэнерго, Днепрооблэнерго, Донецкоблэнерго). Группа ДТЭК (с разрешения Антимонопольного комитета) купила контрольные пакеты акций еще двух компаний: Одессаоблэнерго и Киевоблэнерго. Добыча угля группы компаний ДТЭК увеличилась с 67% в 2013 году до доли более 80% в 2018 году (то есть произошла дальнейшая монополизация рынка сырья для угольных электростанций). В декабря 2017 года Антимонопольный комитет Украины выдал рекомендацию о необходимости открытия импорта электроэнергии, что может усилить конкуренцию. Но к сожалению, произошел полный саботаж этой рекомендации, как со стороны Министерства энергетики, так и со стороны НКРЕКП, а также и с стороны Совета Оптового рынка электроэнергии, которую возглавлял в то время представитель группы ДТЭК. Цена электроэнергии на бирже в Венгрии в последние месяцы была на 30% -60% ниже, чем тариф украинских угольных электростанций. И такое открытие импорта привело бы к конкуренции и снижению цен. Стоит отметить, что электроэнергия - это не единственный товар на Украине, импорт которого полностью запрещен (не трудно догадаться в чьих интересах). Не произошло привлечения западных инвесторов в украинскую энергетику, в частности, процесс приватизации ПАО «Центрэнерго» был сорван.
Таким образом, не реализованы меры по усилению конкуренции, а наоборот произошла дальнейшая монополизация рынка. Две группы компаний на сегодня контролируют около 90% производства электроэнергии. Еще около 5% рынка - это участники (ТЭЦ и «зеленые»), которые не будут участвовать в экономической конкуренции, потому что субсидируются за счет специальных высоких тарифов. По данным АМКУ, показатель монополизации рынка (индекс Герфиндаля-Гиршмана) составлял 3957, а показатель более 2500 свидетельствует о чрезвычайно высокой концентрации рынка (чрезвычайно низкую конкуренцию)», - заявил Андрей Герус.
Украинский эксперт отметил, что кроме проблемы монополизации рынка, существует еще ряд других проблем. Высокий объем неурегулированных долгов (более 36 млрд гривен), которые будут накапливаться и в будущем. Цены поднимаются, так как в них включен риск неоплаты потребителями услуг.
Еще одной проблемой эксперт назвал высокий объем перекрестного субсидирования. Около 60 млрд гривен в год небытовые потребители дополнительно оплачивают вместо бытовых потребителей. Согласно действующему законодательству, такое перекрестное субсидирование будет ликвидировано до 01.07.2019.
«Но НКРЭКУ вместо того, чтобы отменить формулу Роттердам + и минимизировать перекрестное субсидирование, последние годы дополнительно поднимало тарифы. Если такие объемы обязательств будут наложены на государственные компании, то те будут вынуждены продавать свою электроэнергию дороже. А частные компании в то же время будут зарабатывать большую маржу», — считает эксперт.
Также Андрей Герус сообщил о неготовности систем учета и ИТ-систем. По его словам, для эффективной работы такого сложного рынка должен быть работающий почасовой учет потребления электроэнергии и надежные ИТ-системы и биржевые механизмы. Ничего этого сегодня нет.
«Введение новой модели рынка при очевидной неготовности к ней приведет к огромному дисбалансу, скачку цен, кризису неплатежей. Также это может привести и к массовым отключениям электроэнергии, как это было в конце 90-х годов (тогда также был либерализован рынок, государство его почти не регулировало). Большая финансовая нагрузка, неплатежи, дисбаланс, большие размеры финансовых гарантий приведут к тому, что на рынке останутся только некоторые крупные поставщики. Поэтому такое введение рынка будет способствовать не увеличению, а к уменьшению конкуренции на розничном рынке электроэнергии.
Очевидно, что больше всего в этой ситуации пострадают мелкие потребители, школы, больницы, детские сады, водоканалы, государственные шахты, коммунальные предприятия, малый и средний бизнес, которые получат наивысшую цену электроэнергии. Выигрывают от такой псевдо-реформы украинские олигархи, которые контролируют энергетические монополии. Они смогут выставлять любые цены на свою электроэнергию, понимая, что альтернативы для покупателя не будет. Именно поэтому некоторые монополии и их «агенты влияния» так активно проталкивают идею новой модели рынка, называя его «конкурентным рынком», таким образом, вводя общество в заблуждение», - подчеркнул Андрея Геруса.
К чему приводит самоустранение государства от регулирования монопольных рынков можно увидеть на примере рынка угля, который в Украине полностью либерализован, но монополизирован.
«По данным издания Platts, в апреле цена угля в Роттердаме (CIF ARA) составляла около 50 долларов за тонну. В то же время биржевая цена угля на украинской энергетической бирже составляла около 115 долларов за тонну. То есть больше, чем цена в Роттердаме, где уголь вообще не добывается, а в цену уже включена стоимость доставки.
Именно так в реальности выглядят последствия монополизма, за которые платит вся украинская экономика и весь украинский народ. И эта «рента» оплачивается в пользу владельцев монополий, усиливает олигархическую политическую систему и еще больше отдаляет Украину от цивилизованных и богатых европейских стран», - заявил Андрей Герус.
Эксперт обратился к международным партнерам с призывом вникнуть в детали происходящего. По его словам, под общими чертами реформы скрываются детали, которые полностью искажают идею и могут дискредитировать реформы на Украине.
«Призываем привлечь к анализу этих процессов профессиональных специалистов по вопросам конкурентных рынков и антимонопольного регулирования, флорентийской школы регулирования с целью получения объективных выводов по реализации реформы энергетических рынков. Обращаемся к правительству и Верховной Раде Украины о необходимости переноса введения такого рынка (саморегулируемого рынка) минимум на 1-2 года. До момента создания необходимой конкуренции и технической готовности рынка. Это тот случай, когда качество реформы важнее скорости. Неправильное введение реформы может повлечь тяжелые и необратимые последствия. Также масштабные негативные последствия от этих законодательных изменений могут быть сознательно использованы в политической борьбе, где, к сожалению, иногда действует логика «чем хуже, тем лучше», - резюмировал эксперт.
Мы продолжаем следить за развитием института саморегулирования в мире. Напомним, что 8 мая Глава Комиссии по торговле товарными фьючерсами (CFTC) Кристофер Джанкарло отметил, что госрегулятор должен иметь возможность анализировать данные о финансовых рынках из различных источников, не полагаясь на саморегулируемые организации. Еще ранее в Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» состоялось совещание, на котором эксперты заявили, что деятельность сервисных служб в сфере медицины необходимо координировать, а помочь этому может введение института СРО в отрасль.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru