1. Главная
  2. Статьи
  3. Компенсационный фонд саморегулируемых организаций
Статьи

249

Компенсационный фонд саморегулируемых организаций

 Компенсационный фонд саморегулируемых организаций Компенсационный фонд (КФ) саморегулируемой организации – одна из основ стабильности всей системы СРО. Его существование базируется на принципе коллективной ответственности, при которой за наполнение фонда отвечают все члены СРО. Это требует от некоммерческих партнёрств определённого подхода при принятии решении о зачислении новых участников – чем выше будут требования к ним, тем меньше вероятность наступления выплат компенсаций.
С юридической точки зрения все вопросы по компенсационному фонду прописаны в соответствующих статьях Градостроительного Кодекса Российской Федерации, посвящённых деятельности саморегулируемых организаций.
Установление размера взносов в компенсационный фонд саморегулируемой организации, порядок его формирования и определение возможных способов размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации является компетенцией общего собрания членов саморегулируемой организации.
Закон жёстко ограничивает нормы выплат из средств КФ. Они могут осуществляться только в нескольких оговоренных случаях:в результате наступления субсидиарной ответственности, при возврате ошибочно перечисленных средств или размещении средств компенсационного фонда саморегулируемой организации в целях его сохранения и увеличения его размера. В последнем случае СРО не имеют права вкладывать его в ценные бумаги и держать на банковских счетах своих членов. Эта норма защищает НП от внутреннего банкротства, а также предотвращает всякую возможность появления коррупционной составляющей, что в конечном итоге благотворно влияет на эффективность управления.
Помимо заботы о возмещении ущерба пострадавшим, закон обладает гибким положением: если при денежной выплате в случае нехватки страхового покрытия часть суммы будет взята из компенсационного фонда, то все средства в нём в течение ограниченного срока в установленном порядке необходимо довести до первоначального объёма. По Градостроительному Кодексу на это отводится не более чем два месяца со дня осуществления указанных выплат.
Последние изменения в законе ещё больше усовершенствовали и упрочили построенную систему – теперь выплаты из фонда могут осуществляться только тогда, когда компания-ответчик уже не в состоянии произвести их самостоятельно. Этот регламент не только повышает ответственность организаций, но и является логически-обоснованным с точки зрения справедливости и баланса института СРО.
После появления структуры компенсационных выплат, в связи с её несовершенством постоянно возникают предложения изменения всей концепции. Присутствует целый ряд спорных положений и вопросов, которые разделяют предпринимателей в СРО.
Должен ли размер компенсационного фонда быть маленьким или большим, каков предел максимальной суммы для одного участника? Нужен ли дифференцированный подход при зачислении компаний разного состава и размера в члены СРО? Насколько часто следует обращаться к законодательным инициативам – не стоит ли на какое-то время прекратить любые изменения и оставить всё как есть хотя бы на первое время?

До появления последних поправок в закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не существовало механизма выхода из СРО, а статьи законов СРО о компенсационном фонде не предусматривали варианта его перевода в активы другой саморегулируемой организации. Для некоторых НП это было серьёзной проблемой. Всего 10-12 месяцев назад саморегулируемых организаций было достаточно мало. Формировались они в большой спешке, многие участники партнёрств получали при вступлении скидки на свои недочёты, с пожеланиями их скорейшего устранения. Но, получив заветный статус, не все участники вновь образованных СРО исправили нарушения. Часть организаций оказалась в заложниках проблем своих коллег или хуже того, была вынуждена принять определённую сторону в самых настоящих внутрикорпоративных войнах за влияние и возможность управления денежными потоками – компенсационный фонд крупнейших СРО может составлять миллиарды рублей.

Возможность выхода организации из СРО - шаг к стабилизации всей системы и один из инструментов регулирования конкурентной борьбы. Какое-то время при нововведении на рынке будет происходить переток из одних СРО в другие, но в конечном итоге это только облегчит положение. Произойдёт самоочищение - СРО вздохнут полной грудью и выдавят из своих рядов недобросовестные коммерческие партнёрства и затесавшихся мошенников.

Следующее что может быть сделано - это внедрение унификации всех норм и стандартов СРО. Пока их положение оставляет желать лучшего – каждая саморегулируемая организация устанавливает свои параметры. Где-то они очень жёсткие, в других НП весьма либеральные. Это создаёт хаос и неразбериху, даёт лишний повод критикам и противникам СРО, ухудшает даже не столько репутацию, сколько само состояние строительной отрасли. Государство в такие моменты должно чётко реагировать и приходить на помощь посредством усиления внимания к общественным организациям в сфере СРО, а также давать конкретные указания надзорным ведомствам с требованием поставить решение проблем на особый контроль.

Расплывчатость формулировок в требованиях к СРО Ростехнадзора - один из пробелов, мешающих завершению формирования системы СРО. Неоднозначность трактовок законов позволяет недобросовестным СРО использовать их так, как они считают нужным.

Характерный пример - новый Перечень, сформированный по 624 приказу Министерства регионального развития. Внутри него находится так называемый классификатор со звёздочками, где специальным образом выделены опасные виды работ, имеющие особые требования к порядку их проведения, нормам количества и уровню образования сотрудников. Одни СРО могут предъявлять суровые требования к подрядчикам, другие же - вообще принципиально не выдавать допуски на какие-то виды работ.

На осень 2010 года запланированы съезды всех трёх нацобъединений. В интересах самих СРО к этому времени стандартизировать все положения и нормы, завершить написание предложений по реформированию законодательства и предоставить варианты решения вопросов в Координационный совет как можно быстрее. Изменения в законах болезненны и создают под ногами СРО шаткую почву. Но чем быстрее они завершатся - тем раньше произойдёт в России завершение становления института саморегулирования.

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет круглые столы для строительных СРО
20.03.2024

НОСТРОЙ проведет круглые столы для строительных СРО

28 марта в Москве НОСТРОЙ проведет серию круглых столов в рамках деловой программы Всероссийского съезда строительных СРО. Расскажут о цифровизации строительства, качестве строительных материалах и ценообразовании в строительстве.
НОСТРОЙ проведет заседание Совета
05.03.2024

НОСТРОЙ проведет заседание Совета

12 марта в Москве состоится Очередное заседание Совета НОСТРОЙ. Участники встречи обсудят подготовку к Всероссийскому съезду строительных СРО, рассмотрят претензии краснодарского ФКР. Информация появилась на сайте Нацобъединения.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Якутская компания, состоит в хабаровском СРО проектировщиков, в связи с отсутствием работ, хотим выйти из членов СРО. Что требуется для выхода из СРО?

Ответ:

Согласно ст. 55.7. ГрК РФ, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации; 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации.
В вашем случае достаточно заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.
Вернуть старый дизайн