Минфин определил перечень вопросов для проверки СРО аудиторов
Министерство финансов подготовило вопросы, подлежащиерассмотрению в рамках проверок СРО аудиторов на предмет соблюдения требований ковнешнему контролю качества работы (ВККР).
РазработаннаяМинфином примерная программа проверки СРО аудиторов на соответствие требования ВККР включает следующие вопросы:
- соответствие внутреннейорганизационно-распорядительной документации требованиям по осуществлению ВККР;
- достаточность финансовых ресурсов для осуществленияВККР, в том числе ресурсов, направленных на проведение профилактическихмероприятий и консультационной помощи членам СРО;
- достаточность и результативность трудовыхресурсов, а также системы повышения квалификации контролеров для осуществленияВККР;
- соблюдение саморегулируемой организациейаудиторов установленных правил организации и осуществления ВККР, в том числе;
- рассмотрение жалоб по вопросам осуществленияВККР (пункт 9 части 1 статьи 6 Федерального закона № 315-ФЗ «О саморегулируемыхорганизациях»);
- результативность системы контроля за работой поосуществлению ВККР;
- проведение профилактических мероприятий,направленных на недопущение нарушений обязательных требований;
- результативность осуществляемогосаморегулируемой организацией аудиторов ВККР.
Как отметили авторы программы, проверки призваны установитьсоблюдение саморегулируемой организацией аудиторов требований Федеральногозакона 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и принятых в соответствии с ниминых нормативных актов в части осуществления внешнего контроля качества работыаудиторских организаций.
Ранее Департамент регулирования бухгалтерского учета,финансовой отчетности и аудиторской деятельности при Минфине обобщил результатыгосударственного контроля за деятельностью саморегулируемых организацийаудиторов в 2018 году. Согласно проанализированным данным, СРО устраняютвыявленные в ходе прошлых проверок нарушения и недостатки. Кроме того,саморегуляторы принимают меры, направленные на совершенствование внешнегоконтроля качества работы аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов.
Одновременно Департамент обратил внимание саморегулируемыхорганизаций аудиторов на некоторые аспекты их деятельности. Например, в ходегосударственного контроля были выявлены случаи нарушения периодичностипроведения плановых проверок. Так, плановая внешняя проверка качества работыаудитора проводится саморегулируемой организацией, начиная с календарного года,следующего за годом внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторскихорганизаций:
- в отношении аудиторских организаций, проводящихобязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций,организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иныхкредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов,организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственнойсобственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций,государственных компаний, публично-правовых компаний - не реже одного раза втри года, но не чаще одного раза в год;
- в отношении индивидуальных аудиторов и иныхаудиторских организаций - не реже одного раза в пять лет, но не чаще одногораза в год.
Кроме того, надзорный орган отметил, что при осуществленииВККР контролер руководствуется требованиями независимости, профессиональнойкомпетентности, должной тщательности. В соответствии с пунктом 8 «Положения опринципах осуществления внешнего контроля качества работы» (Положение N 203н),должная тщательность контролера состоит в своевременном и точном исполнении имобязанностей, предусмотренных Положением N 203н, программой внешней проверки, атакже соответствующими актами, регулирующими соответственно деятельностьконтролера при организации и осуществлении ВККР. Однако в ходе государственногоконтроля за СРО также был выявлен случай осуществления ВККР без должнойтщательности.
Также в ходе государственного контроля за деятельностью СРОбыли выявлены случаи:
- несоблюдения установленных сроков проведенияпроверок;
- неполного учета рисков аудиторской деятельностипри планировании внешних проверок качества;
- отсутствия в организационно-распорядительныхдокументах порядка взаимодействия с другими саморегулируемыми организациямиаудиторов по вопросам ВККР);
- обучения контролеров по программе повышенияквалификации, не обеспечивавшей реального совершенствования знаний и навыковконтролеров;
- неравномерной нагрузки на контролеров;
- формального осуществления кураторами проверок;
- непринятия мер дисциплинарного воздействия вотношении аудиторских организаций, в которых по результатам проверок выявленынарушения и недостатки;
- формального подхода к составлению годовыхотчетов о состоянии и результатах ВККР;
- направления заявителям ответов на их обращения(жалобы), не содержащих исчерпывающей информации по поставленным вопросам;
- низкая результативность осуществляемого контроляза работой по проведению ВККР;
- неосуществления системной работы по профилактикенарушений обязательных требований;
- низкая результативность осуществляемогосаморегулируемой организацией аудиторов ВККР.
У проверяющих оказались вопросы и к информационнойоткрытости СРО. Так, были выявлены случаи размещения на сайте саморегулируемойорганизации аудиторов неактуальной информации: о содержании стандартов иправил; о количественном и персональном составе постоянно действующегоколлегиального органа управления саморегулируемой организации аудиторов, в томчисле штатных должностях членов постоянно действующего коллегиального органауправления саморегулируемой организации аудиторов по основному месту работы.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru