Минюст и ФССП против саморегулирования судебных приставов
На прошедшем в Совете Федераций круглом столе, посвященномсовершенствованию системы принудительного исполнения судебных актов, Минюст и ФССПне поддержали идею создания саморегулируемой организации частных судебныхприставов. Соответствующая информация появилась на сайте верхней палатыпарламента и в ряде СМИ.
В Совете Федераций прошел «круглый стол» на тему «Совершенствованиенациональной системы принудительного исполнения судебных и иныхюрисдикционных актов. Актуальные законодательные аспекты». Мероприятие провел Первыйзаместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционномузаконодательству и государственному строительству Владимир Полетаев.
На встрече обсуждался законопроект, внедряющий институтчастных судебных приставов-исполнителей. Против законодательной инициативывыступили в Министерстве юстиции и Федеральной службе судебных приставов (ФССП).
Итоги встречи
Участники круглого стола обсудили перспективы внедрения институтачастных судебных приставов-исполнителей. Собравшимся был представлензаконопроект об альтернативном принудительном исполнении решений судов,подготовленный рабочей группой, созданной при Юридическом институте РУДН подруководством депутата Государственной Думы 4-го и 6-го созывов АлександраАгеева и директора Юридического института РУДН Олега Ястребова.
Согласно проекту, негосударственным судебным исполнителямпредлагалось предоставить право заниматься исполнением решений судов погражданским и арбитражным делам в отношении граждан и организаций, получая всвою пользу исполнительный тариф в размере 5% от взысканной суммы. Импредлагалось дать право получать персональные данные должников, арестовывать ихимущество и проводить торги.
Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерациипо конституционному законодательству и государственному строительствуВладимир Полетаев, проводивший встречу, привел данные Федеральной службысудебных приставов (ФССП), согласно которым общее количество находившихсяна исполнении исполнительных производств в 2019 году достиглопочти 103 миллиона. Тенденция роста количества поступающих исполнительныхдокументов сохранилась. В среднем у одного судебного приставана исполнении находилось 4,3 тыс. исполнительных производств. Это в 16,3раза превышает установленную норму нагрузки судебного пристава-исполнителя.
«Поэтому особенно актуальным сейчас является наличиеэффективной системы принудительного исполнения, способной обеспечитьсвоевременное и в полном объеме исполнение требований судебных актов,актов других органов и должностных лиц», — заявил Владимир Полетаев.
Он отметил, что в мире существует 3 вида исполнительногопроизводства: государственная система исполнения, система частных судебныхприставов и смешанная система. В России на сегодняшний деньдействует государственная система принудительного исполнения. Она функционируеттолько за счет средств из федерального бюджета. Предложения о созданииинститута частных приставов не первый год исходятот бизнес-сообщества и органов государственной власти.
«Так, например, как следует из обзора бюджетныхрасходов на реализацию функций и полномочий Федеральной службысудебных приставов, подготовленных в 2019 году Минфином, Министерствофинансов поддерживает появление частных судебных приставов и указываетна целесообразность постепенного внедрения элементов частного исполнения,определив на первом этапе в сфере ведения частных приставовтребования в пользу юридических лиц, в сфере ведения ФССПРоссии — требования в пользу государственных органови физических лиц», - пояснил Владимир Полетаев.
По его словам, в Минфине считают, что это позволит снизитьнагрузку на сотрудников ФССП и перераспределить высвобождающиесябюджетные ассигнования.
Авторы законопроекта обальтернативном принудительном исполнении решений судов
Соответствующие поправки подготовила рабочая группа, созданнаяпри Юридическом институте РУДН под руководством депутата Государственной Думы4-го и 6-го созывов Александра Агеева и директораЮридического института РУДН Олега Ястребова.
В рамках круглого стола, прошедшего в Совете Федераций, АлександрАгеев сообщил, что работа над законопроектом началась полтора года назад.Он отметил, что рост судной задолженности превысил рост доходов населения.Действующие правовые механизмы разрешения ситуации с погашением долговперед взыскателями предлагают лишь принудительный инструментарий, который направленна ограничение прав должника, обращение взыскания на его имущество,привлечение к административной и уголовной ответственности. За прошедшийгод более 7,5 млн граждан России, имеющих долги, были ограничены в правевыезда, порядка 600 тысяч граждан и организаций ежегодно привлекаютсяк административной ответственности за исполнение требований исполнительныхдокументов. Однако, как полагают авторы поправок, такие подходыне оправдывают себя на практике, так как они не позволяютдобиться эффективного принудительного исполнения судебных органов.
Позиция Министерстваюстиции и Федеральной службы судебных приставов (ФССП)
Посетивший встречу руководитель Департаментанормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполненияуголовных наказаний и судебных актов при Минюсте Дмитрий Киселев подверг сомнениюрезультативность исполнения решений судов негосударственными структурами ичастными лицами, находящимися на самофинансировании.
«Делегирование полномочий частным судебным исполнителямможет рассматриваться в качестве вынужденной и крайней меры, когдагосударственная система в силу объективных причин не справляется с количествомподлежащих принудительному исполнению судебных актов или ее действия про темили иным причинам оказываются неэффективными. На сегодняшний день Минюст нерасполагает достаточным количеством данных о результативности этой практики,социологическими или иными исследованиями, с достаточной степенью достоверностидоказывающими актуальность введения в России института частных судебныхисполнителей». По его словам, это «не позволяет сделать вывод о своевременностивнедрения института частных судебных приставов», - считает чиновник.
Первый замглавы ФССП Ольга Помигалова сообщила, что анализмировой практики в сфере частной либо смешанной системы исполнения судебныхрешений свидетельствует о том, что поставленные цели и задачи не былидостигнуты. По ее словам, исполнение решений судов частными приставамисоставляет не более 30%.
«Эффективность с точки зрения самоокупаемости частныхприставов не достигается, если они занимаются только исполнением судебныхрешений. Поэтому в ряде государств на частное исполнение возложены илипредлагается возложить иные функции (например, принудительную реализациюимущества)», - отметила Ольга Помигалова.
Напомним,летом минувшего года Совет ТПП РФ организовал очередное заседание Комиссии пофинансовой безопасности. Участники встречи активно обсуждали созданиеструктуры, которая будет объединять частных приставов. По мнению некоторыхпредставителей профессионального сообщества, таковой вполне может стать СРО.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru