НАУФОР против инициативы Центробанка о запрете продаж сложных продуктов
Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР) направилав Центробанк замечания к проекту Указания о ценных бумагах, сделки с которымимогут совершаться только квалифицированным инвестором. Соответствующаяинформация появилась на сайте организации.
О чем проект УказаниеЦБ?
Проект Указания БанкаРоссии “О ценных бумагах, сделки с которыми могут совершаться (договорах,являющихся производными финансовыми инструментами, которые могут заключаться)физическим лицом или за его счет, только если указанное лицо являетсяквалифицированным инвестором”
Проект Указания предусматривает, что договоры, являющиесяпроизводными финансовыми инструментами, заключаемые не на организованных торгахмогут заключаться с физическим лицом или за его счет, только если указанноефизлицо является квалифицированным инвестором.
Согласно инициативе ЦБ, сделки с облигациями российских ииностранных эмитентов, размер выплат по которым зависит от наступления илиненаступления обстоятельств, предусмотренные в абзаце втором подпункта 23пункта 1 статьи 2 Закона N 39-ФЗ, могут совершаться физлицом или за егосчет, если указанное физическое лицо является квалифицированным инвестором, заисключением:
1) облигаций с ипотечным покрытием.
2) облигаций, являющихся государственными ценными бумагамиРоссийской Федерации.
3) облигаций, отвечающих одновременно следующим признакам:
- в решении о выпуске облигаций предусмотренаобязанность их эмитента по требованию владельца облигации до истечения срока еепогашения приобрести облигацию по цене не менее 100% от ее номинальнойстоимости.
- размер годового процента (купона) по облигации всоответствии с решением о выпуске облигаций составляет не менее 2/3 ключевойставки Банка России, действующей на дату подписания эмитентом решения о выпускеоблигаций.
- кредитный рейтинг выпуска облигаций (приотсутствии кредитного рейтинга выпуска облигаций - кредитный рейтинг ихэмитента) не ниже уровня, установленного Советом директоров Банка России всоответствии с пунктом 17.5 части первой статьи 18 Федерального закона от 10июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации(Банке России)".
Позиция НАУФОР
НАУФОР не поддерживает предложенный ЦБ порядок. Ворганизации полагают, что многие структурные продукты, в первую очередь,предусматривающие право на получение всей внесенной при их приобретении суммы(полный возврат капитала) по истечении их срока, могут и должны быть доступнынеквалифицированным инвесторам.
В связи с этим НАУФОР предлагает:
1. Разрешить физическим лицам, не являющимсяквалифицированными инвесторами, приобретать структурные продукты, по которым:
а) гарантирован полный возврат капитала при истечениицелевого срока существования продукта;
б) для расчета дохода используется простой базовый актив(изменение уровня инфляции, цен на товары, ценные бумаги (в том числе, наиностранный ETF или на иностранную акцию, которые входят в расчет фондовыхиндексов), курсов валюты, величины процентных ставок, или значения, рассчитываемыена основании совокупности указанных показателей);
в) информация о ежедневных значениях базового актива (ценах,уровнях) за период, составляющий не менее одного года, раскрывается российскойили иностранной биржей, информационным агентством или иным уполномоченнымлицом.
2. Установить критерии, при соответствии которым физическимлицам, не являющимся квалифицированными инвесторами, будут доступны структурныепродукты, не соответствующие критериям, указанным в пункте 1.
При этом в качестве таких критериев могут быть использованы те,что разработаны для доступа неквалифицированных инвесторов к структурнымоблигациям, а именно:
а) выплаты по структурному продукту осуществляются деньгамиили по требованию инвесторов ценными бумагами, которые являются базовымактивом, доступны для неквалифицированных инвесторов и обращаются наорганизованном рынке в РФ или на иностранных биржах;
б) базовым активом структурного продукта являются товары,ценные бумаги (в том числе, иностранный ETF или иностранная акция, входящая врасчет фондовых индексов), курсы валют, процентные ставки, уровни инфляции,биржевые фьючерсы и факт неисполнения контрольными лицами (не более чем 4-мя)своих финансовых обязательств;
в) информация о ежедневных значениях базового актива запериод, составляющий не менее одного года, раскрывается российской илииностранной биржей, информационным агентством или иным уполномоченным лицом;
г) ограничена максимальная величина потерь (один год - 10%,два года - 20%, три и более лет - 30%), за исключением структурных продуктов,базовыми активами которых являются ценные бумаги или факты неисполнениеконтрольными лицами своих финансовых обязательств (там действует ограничениекредитного плеча);
д) ограничено встроенное кредитное плечо (не более 2 к 1).
При этом для указанных структурных продуктов, приобретаемыхне на организованных торгах, может быть предусмотрен период охлаждения(временной период после приобретения ценной бумаги или заключения договора,являющегося производным финансовым инструментом) в целях предоставленияинвесторам возможности вернуть вложенные средства в случае, если принятое имиинвестиционное решение было недостаточно обдуманным.
3. Структурные продукты, не соответствующие критериям,указанным в пункте 1 или 2, отнести к категории финансовых инструментов,предназначенных для квалифицированных инвесторов. При этом следуетпредусмотреть переходные положения, в соответствии с которыминеквалифицированные инвесторы, которые ранее приобретали структурные продукты,не соответствующие указанным критериям, могут продолжать приобретать их послевступления в силу новых правил.
4. Для защиты физлиц, не являющихся квалифицированнымиинвесторами, от заблуждений при приобретении структурных продуктов во всехслучаях должен использоваться механизм тестирования, а также предоставлениеинвестором полной информации о финансовом инструменте и рисках (предоставлениетакой информации в соответствии со стандартами СРО стало обязательным 1 января2021 года).
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru