2019-11-26 13:51:49
«Основные направления развития аудиторской деятельности на период до 2024 года»: роль и задачи СРО
Министерство финансов опубликовало «Основные направления
развития аудиторской деятельности на период до 2024 года». Документ был одобрен
Советом по аудиторской деятельности (САД) 20 ноября.
Проблематика
Согласно утвержденному документу, аудит продолжают
рассматривать как административное обременение, навязанное государством. Отрицательное
воздействие на институт оказывают и попытки сужения деятельности, которые
предпринимают аудиторские организации и индивидуальные аудиторы. Кроме того, в
САД отметили, что качественные аудиторские услуги мало востребованы по
следующим причинам:
- субъекты экономической деятельности недооценивают значение
аудиторских услуг;
- государство также проявляет низкий интерес к аудиторским услугам;
- ограниченный круг услуг, предлагаемых аудиторами;
- введение обязательного аудита без учета потребностей пользователей
бухгалтерской отчетности.
При этом аудиторское сообщество, в частности СРО аудиторов,
и государственные органы не предпринимают активных действий по разъяснению ценности аудиторских услуг для эффективного ведения экономической деятельности. Тем не менее, как отметили авторы документа, основой
институционального построения аудиторской профессии является саморегулирование.
К основным функциям СРО аудиторов отнесены:
- ведение реестра своих членов: аудиторов и аудиторских организаций;
- принятие правил независимости аудиторов и аудиторских
организаций, кодекса профессиональной этики аудиторов;
- организация прохождения аудиторами обучения по программам
повышения квалификации, контроль соблюдения аудиторами требования о таком
обучении;
- осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских
организаций, аудиторов;
- рассмотрение жалоб на действия (бездействие) своих членов;
- участие в деятельности, включая финансирование, единой
аттестационной комиссии;
- обеспечение информационной открытости деятельности своих
членов;
- представление интересов своих членов в их отношениях с
органами власти.
При этом после введения обязательного саморегулирования «неуклонно
снижается их количество (с шести СРО в 2009 г. до двух СРО в 2019 г.),
унифицируется порядок исполнения ими многих функций». Однако посредством
обязательного членства в СРО на всех аудиторов распространились атрибуты,
обеспечивающие единство и целостность данной профессии: стандарты аудиторской
деятельности; кодекс профессиональной этики аудиторов; правила независимости
аудиторов и аудиторской организаций; подконтрольность; имущественная
ответственность перед потребителями аудиторских услуг и иными лицами.
Также некоторые проблемы института аудита ограничивают
развитие профессии аудитора. Так, позитивным изменениям препятствуют:
- низкая активность участия аудиторов в деятельности своих СРО;
- недостаточный уровень корпоративного управления в СРО;
- нацеленность СРО на решение, главным образом, узких
корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения;
- недостаточность финансовой базы СРО, препятствующая ведению
полноценной методической, исследовательской деятельности, оказанию поддержки
своим членам, а также нерациональное использование этой базы;
- неоправданная конкуренция между СРО.
Решения
В «Основных направлениях» говорится о том, что СРО должна остаться
основным институтом аудиторской профессии, который зарекомендовал себя
положительным образом, но в настоящий момент требует существенных изменений.
При уточнении места и роли СРО необходимо исходить из того, что в сфере
аудиторской деятельности действует единая система международных стандартов
аудита, этических стандартов и правил независимости, профессиональной
аттестации. В связи с этим, а также принимая во внимание российский опыт,
международную практику и международные обязательства РФ, деятельность саморегулируемых
организаций должна быть сосредоточена на следующих основных вопросах:
- методическая и иная необходимая помощь членам СРО;
- подготовка и повышение квалификации аудиторов;
- контроль качества работы членов СРО;
- участие в обсуждении государственной политики в сфере
аудиторской деятельности;
- применение мер воздействия к членам СРО;
- научные и иные исследования;
- просветительская, разъяснительная и информационная работа;
- поддержание связей с пользователями аудиторских услуг и
деловым сообществом;
- создание и поддержание положительного имиджа аудиторской
профессии.
Также, по мнению автором одобренного документа, дальнейшее
укрепление саморегулирования аудиторской профессии предполагает:
- объединение аудиторских организаций и аудиторов в единой
саморегулируемой организации аудиторов;
- активизацию участия аудиторов в деятельности СРО, в том
числе посредством совершенствования корпоративного управления в этой
организации (улучшение практики формирования органов управления и
специализированных органов, повышение роли независимых членов коллегиальных
органов управления, систематическая ротация членов коллегиальных и
исполнительных органов управления, др.);
- внедрение в СРО механизмов, обеспечивающих учет интересов и
потребностей разных групп членов (аудиторские организации, оказывающие
аудиторские услуги общественно значимым организациям, и иные субъекты аудиторской
деятельности, крупные и малые аудиторские организации, юридические и физические
лица);
- расширение членской базы СРО за счет представителей смежных
видов экономической деятельности (специалисты по бухгалтерскому учету, др.);
- осуществление мер, направленных на привлечение молодежи в
аудиторскую профессию, в частности, посредством активного сотрудничества с
соответствующими высшими учебными заведениями;
- упорядочение работы СРО по рассмотрению жалоб на действия ее
членов;
- укрепление финансовой базы СРО, в первую очередь, за счет
диверсификации источников финансирования деятельности и повышения качества
управления ресурсами.
При этом, как отмечаю в САД, результативность институтов
аудиторской профессии в большой степени зависит от их взаимодействия с
государством и уполномоченными органами. В связи с этим предлагается принять следующие
меры:
- развитие информационного обмена между участниками рынка, государственными
и надзорными органами;
- расширение форм взаимодействия между участниками рынка, государственными
и надзорными органами;
- устранение либо сведение к минимуму дублирующих функций институтов
аудиторской профессии и государственных органов;
В частности, необходимо свести к минимуму дублирующие
контрольные мероприятия, проводимые в отношении одних и тех же аудиторских
организаций.
- разработка новой структуры нормативного правового
регулирования государственного надзора за деятельностью институтов аудиторской
профессии;
- в рамках «регуляторной гильотины» пересмотр обязательных
требований к институтам аудиторской профессии (исключение устаревших, избыточных
и дублирующих требований).
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru