Поправки законодательства в части совершенствования государственной кадастровой оценки: «за» и «против»
«Отмена запрета для ГБУ проводить независимую оценку – это угроза для оценочной отрасли», – полагает Председатель Совета Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» Алексей Каминский. Своё мнение по данному вопросы эксперт озвучил на заседании Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности, которое состоялось 15 июня. Подробностями об этом поделилась Ассоциация СРОО «Экспертный совет».
Итак, Государственная Дума РФ в первом чтении приняла проект закона № 814739-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственной кадастровой оценки». Документ предполагает формирование действенных механизмов исправления накопленных ошибок в ранее утвержденных результатах кадастровой оценки, а также усовершенствовать отдельные положения Федерального закона № 237-Ф3 «О государственной кадастровой оценке».
Какую оценку у профессионального сообщества получила данная инициатива? В целом, благодаря изменениям процедура установления кадастровой стоимости в размере рыночной должна стать проще. И всё же, по мнению представителей оценочного сообщества, поправки в их нынешнем виде могут повлечь за собой серьезные проблемы для отрасли. Данная тема нашла отражение в выступлении Председателя Совета Национального объединения СРО оценщиков «Союз СОО» Алексея Каминского. Эксперт подробно озвучил свою позицию в рамках заседания Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности.
По словам Алексей Каминского, ключевые новеллы являются серьёзной угрозой для профессионального оценочного сообщества:
- Во-первых, отмена запрета для ГБУ по кадастровой оценке проводить независимую оценку (кроме объектов недвижимости) – поправка в часть 2 ст.7 действующего 237-ФЗ. Это может привести к вытеснению негосударственных хозяйствующих субъектов из оценочной деятельности.
- Во-вторых, изменение механизма оспаривания в суде результатов определения кадастровой стоимости (отчеты, выполненные для целей оспаривания, будут проверяться в ГБУ) – поправка в п..9 ст.22 действующего 237-ФЗ. Это может повлечь снижение эффективности механизма, а в некоторых случаях и ущемление прав граждан на объективное рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Авторы проекта закона утверждают, что изменение механизма внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной станет переходом от формального рассмотрения соответствующих заявлений в комиссиях к их содержательному рассмотрению в ГБУ. Тем не менее, дополнительные полномочия для ГБУ повлекут за собой расширения штата и, соответственно, необходимость в дополнительном финансировании.
Кроме того, передача ГБУ полномочий по установлению кадастровой стоимости в размере рыночной спровоцирует конфликт интересов. ГБУ вынуждено отстаивать результат проведенной им кадастровой оценки и не заинтересовано в установлении в отношении объекта недвижимости кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости в случае, если она существенно отличается от определенной им кадастровой стоимости.
По мнению представителей профессионального сообщества, в предлагаемых поправках просматриваются коррупциогенные факторы: аккумулирование у одного учреждения полномочий по определению кадастровой стоимости и полномочий по установлению кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости чревато увеличением субъективизма при рассмотрении отчетов об оценке рыночной стоимости и установлением необоснованно широких пределов усмотрения.
Так комментирует ситуацию Председатель Совета Союза СОО Алексей Каминский:
«В соответствии с действующим регулированием заказчик работ по ГКО – субъект РФ, исполнитель – ГБУ, созданное и контролируемое субъектом РФ. При этом профессиональная экспертиза результатов определения кадастровой стоимости отсутствует – Росреестр не проверяет результаты определения кадастровой стоимости и не несет за них ответственность ни по действующему законодательству, ни по законопроекту. Законопроект предлагает передать ГБУ полномочия по рассмотрению отчетов об оценке рыночной стоимости с целью установления кадастровой стоимости, то есть создается единый центр принятия решения: заказчик – исполнитель работ – орган по «оспариванию». Субъект Российской Федерации напрямую заинтересован в формировании доходной части бюджета, поэтому с очень высокой вероятностью на полностью подконтрольное ему ГБУ может оказываться административное давление с целью недопущения снижения налоговой базы. Очевидно, что эта новелла может привести к созданию благоприятных условий для коррупции».
Со своей стороны, руководители саморегулируемой организации оценщиков, оценочных компаний, а также практикующие специалисты в сфере оценки выразили своё мнение о данных рисках ещё на «нулевых чтениях» законопроекта в Общественной палате РФ. Соответствующее заключение было направлено Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Вячеславу Володину и опубликовано на сайте Госдумы РФ. Ко второму чтению при активном участии профессионального оценочного сообщества будет сформирована позиция, содержащая рекомендации оставить ч.2 ст.7 и ст.22 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» в текущей редакции, или ввести в отношении них переходный период до 1 января 2025 года.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru