Росреестр отвечает о проверках СРО!
Недавно Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу провело горячую телефонную линию «Административная ответственность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих». И, разумеется, без вопросов о саморегуляторах дело не обошлось! Данной информацией делится Управление Росреестра по Санкт-Петербургу и Администрация Кировского района города на Неве.
– Арбитражный управляющий дисквалифицирован в рамках дела об административном правонарушении, однако саморегулируемая организация взяла, да и не исключила его из состава своих членов. Возможно ли привлечь СРО за не исключение дисквалифицированного арбитражного управляющего к административной ответственности?
– В данном случае, дисквалифицированное лицо не соответствует условиям членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Об этом гласит Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (пункт 2, статья 20). Таким образом, у саморегулируемой организации есть обязанность по исключению такого лица из состава членов в течение одного месяца с даты выявления такого несоответствия (в соответствии с пунктом 5 статьи 20 того же Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
Согласно положениям Кодекса об административных правонарушениях РФ (часть 5, статья 14.52.1) предусмотрена административная ответственность СРО арбитражных управляющих за непринятие мер по исключению лица, не соответствующего установленным требованиям из саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Вместе с тем, поскольку протокол об административном правонарушении может быть составлен только при наличии события и состава административного правонарушения, в первую очередь необходимо установить, когда именно саморегулируемой организации стало известно о применении в отношении ее члена меры административной ответственности в виде дисквалификации, и, следовательно, когда у саморегулируемой организации возникла обязанность по исключению несоответствующего члена.
– С начала 2019 года на территории Российской Федерации территориальными органами Росреестра инициировано множество внеплановых проверок деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. С чем это связано?
– Начиная с 1 января 2019 года вступили в законную силу изменения, внесенные в положения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (пункт 2, статья 25.1), в части установления минимального размера компенсационного фонда СРО арбитражных управляющих, а именно – 50 000 000 руб. За несоответствие компенсационного фонда СРО установленному минимальному размеру предусмотрена административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (часть 2, статья 14.52.1).
В связи с необходимостью установления соответствия компенсационных фондов саморегулируемых организаций арбитражных управляющих требованиям Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» по поручению Центрального аппарата Росреестра и было организовано проведение внеплановых проверок саморегулируемых организаций на территории Российской Федерации.
– Как осуществляется контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих?
– Росреестр осуществляет контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих путем проведения плановых и внеплановых проверок (пп.1, 3 ст.23.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»).
В соответствии с Положением о Росреестре, проведение плановых проверок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих относится к компетенции центрального аппарата надзорного органа, а его территориальные органы принимают участие в плановых проверках в составе группы инспекторов, утвержденной приказом Росреестра, издаваемым по каждой проверке отдельно. Плановые проверки СРО арбитражных управляющих проводятся не чаще чем один раза в два года.
Вместе с тем, проведение внеплановых проверок деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих осуществляется центральным аппаратом Росреестра и его территориальными органами, которые уполномочены на самостоятельное принятие решения о проведении внеплановой проверки деятельности саморегулируемой организации.
Основанием для такого рода мониторинга деятельности саморегулируемой организации арбитражных управляющих является представленная в орган по контролю (надзору) мотивированная жалоба на действия или бездействие СРО, нарушающие требования Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», других федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, а также имеющиеся в документах саморегулируемой организации, представленных в орган по контролю (надзору), несоответствия таким требованиям.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru