На прошедшем заседании Совета Торгово Промышленной Палаты по саморегулированию Генеральный директор СРО АСК «МСК» (С-039) и СРО АПК «МАП» (П-027) Павел Малахов рассказал о системе рейтингования, одобренной НОСТРОЙ. Представленная «Система добровольной сертификации по оценке рейтинга надежности предприятий строительного комплекса и эксплуатации инженерных систем, предприятий – энергоаудиторов» была разработана тремя саморегуляторами и представляет особое значение для отрасли. Как подчеркивают создатели указанной системы, рейтинг повысит качество и имидж строительной сферы в целом, а его показатели могут применяться для анализа рынка и планирования развития отрасли.
Рейтинг надежности, представленный Павлом Малаховым, зарегистрирован в Едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации Росстандарт под номером РОСС RU.И1202.04ЖОЖ0. В его разработке приняли участи три саморегулируемые организации: Саморегулируемая организация Ассоциация строительных компаний «Межрегиональный строительный комплекс» (С-039), Саморегулируемая организация Ассоциация проектных компаний «Межрегиональная ассоциация проектировщиков» (П-027), Саморегулируемая организация Ассоциация энергоаудиторов «Контроль Энергоэффективности» (Э-038).
Цель данной рейтинговой системы заключается в обеспечении открытого доступа к информации об участниках рынка через формирование перечня надежных компаний. Задачи, которые ставят перед собой создатели рейтинга:
Саморегуляторы полагают, что указанная рейтинговая система будет способствовать выбору оптимального исполнителя по соотношению цены и качества, а также повысит качество предоставляемых услуг и товаров в отрасли. Павел Малахов, подчеркнул, что результаты разработанного рейтинга, являются достоверными и объективными, они применимы при проведении конкурсных процедур и принятии решений по финансированию. Рейтинг надежности нужен: заказчикам и застройщикам для обеспечения прозрачного выбора подрядчика; инвесторам при финансировании объектов капитального строительства; генподрядчикам при выборе исполнителя, поставщиков оборудования, изделий и материалов для капитального строительства и эксплуатации инженерных систем; поставщикам при выборе производителей оборудования, изделий и материалов для капитального строительства и эксплуатации инженерных систем; коммерческим банкам при оценке кредитоспособности предприятий-заемщиков; страховым компаниям при оценке надежности компании для определения тарифов страховых услуг.
«Какие цели и задачи перед собой ставить наш рейтинг? Это перечень надежных компаний, позволяющий потребителю определится с выбором исполнителя. Если мы говорим о застройщиках, это рейтингование с точки зрения надежности, которое может убрать возможность появления обманутых дольщиков. Если говорить о генподрядчиках, система государственных закупок, конечно, более-менее регламентирована. Есть ФЗ 44 и 223, у них есть положительные и негативные стороны. Предлагаю их не трогать, общество должно пожить с теми нормами, которые существуют, но необходимо предоставить крупным генподрядчикам возможность выбора надежных субподрядчиков. У генподрядчиков нет сведений о субподрядчиках из регионов. Это неправильно. Страна большая, мы должны передвигаться. Можно взять за основу немецкий опыт, где есть критерии по объему выполненных работ, там компания с опытом работы в 10 млн никогда не получит контракт на 10 млрд и это правильно. Кто эти критерии для составления рейтингов сделает? Это должно быть рейтинговое агентство. Можно ориентироваться на мнение банков или страховых компаний, но мы также знаем, что банки выдают гарантии и сомнительным компаниям, просто под более высокий процент» - отметил значение рейтингования в отрасли глава двух саморегулируемых организаций Павел Малахав.
Сегодня в России различные отрасли используют систему рейтингования. Однако многочисленные рейтинговые агентства занимаются коммерческой деятельностью, предлагая высоко оценить ту или иную компанию за определенную плату. Кроме того, показатели рейтинга могут отличаться от аналогичного, в связи с отсутствием общих критериев отбора компаний.
«Проблема заключается в том, что в России нет базового закона о рейтинговых системах. В системах риэлторов, строителей, медицинских работников нет единых критериев, не определено кто может являться рейтинговым агентством. Что такое рейтинг? Рейтинг - это система, основанная на доверии. Люди высказывают доверие организации, основываясь на своем опыте работы, на экспертах, которые данные рейтинги предоставляют. Поэтому мы должны продвигать эту систему (систему рейтингования) и позиционировать надежность организаций экспертов (рейтинговых агентств), чтобы это не превратилось в коммерческий проект, как выдача Сертификатов ИСО за 30 тысяч рублей», - заявил Павел Малахов.
Представленная докладчиком система рейтингования ранее была одобрена в Комитете по развитию строительной отрасли и контрактной системе НОСТРОЙ. Система использует опыт иностранных рейтинговых агентств. В Европе долгие годы проводится рэнкинг (ранжирование) компаний. Этим занимаются: Moody's Investors Service, Fitch Ratings и Standard & Poor's. Павел Малахов отметил, что в нашей стране широкое распространение получили финансовые рейтинги, а в строительной отрасли большее внимание уделяется застройщикам. Глава двух СРО заявил, что государственный контроль должен распространяться на ведение рейтингов различных предприятий в строительной отрасли, начиная от поставки продукции до ввода объектов в эксплуатацию. Для этого, по словам спикера, во-первых, следует наделить Федеральную службу по аккредитации (Росаккредитацию) полномочиями по аккредитации рейтинговых агентств, во-вторых, утвердить единые требования для аккредитации рейтинговых агентств в строительной сфере. Указанные методы обяжут рейтинговые агентства соответствовать единым требованиям, что будет препятствовать коммерциализации рейтинговой системы.
«Есть рейтинг застройщиков, я знаю, что Мосгосэкспертиза ведет свой рейтинг, рейтинг, одобренный Национальным объединением – все они похожи и основываются на одних критериях. Это благая идея, но путь до нее далек. … Кто даст право компании называться рейтинговым агентством? На текущий момент такие компании выступают в роли систем добровольной сертификации, зарегистрированных в Росстандарте. На мой взгляд, это не совсем правильно. Необходимо наделить Росаккредитацию полномочиями по присвоению статуса рейтингования. Но предшествовать этому должен профильный закон о системе рейтингования», - подчеркнул Павел Малахов.
Рейтинг надежности разработан с целью создания условий для повышения качества услуг в строительной сфере. Он представляет собой индивидуальную оценку компании, рассчитанную на основе данных участника системы и информации из открытых источников. Показатель оценки соответствует определенной категории надежности.
Участники системы рейтинга надежности:
Павел Малахов рассказал о преимуществах системы рейтинга надежности, для ее участников:
Рейтинг надежности разработан на основе многоуровневой система относительных показателей с учетом масштабности предприятий, то есть компании разделены по следующим группам:
Система рейтинга надежности использует следующие критерии деятельности предприятия, по которым выставляется бальная:
Результаты рейтингования разбиты на 4 категории:
Порядок присвоения рейтинга Надежности следующий:
На заседании Совета Торгово Промышленной Палаты по саморегулированию свой рейтинг представило сообщество риэлторов.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru