Под занавес прошлой недели Банк России представил доклад «Саморегулирование на российском финансовом рынке. Анализ эффективности и вопросы совершенствования существующей модели». Важной частью доклада, который представил Центробанк, является анализ действующей модели СРО в России, а также её сопоставление с зарубежными аналогами и оценка эффективности выполнения профессиональными объединениями своих функций.
Стоит отметить, что саморегулирование на современном российском финансовом рынке имеет столь же давнюю историю, как и его регулирование законодательством. В частности, положения о саморегулировании содержались еще в первой редакции Федерального закона «О рынке ценных бумаг», которая была принята в 1996 году.
На сегодняшний день, саморегулирование на финрынке осуществляется в соответствии с Законом № 223-ФЗ. Документ унифицирует подходы к саморегуляторам разных видов некредитных финансовых организаций, а также способствует консолидации ресурсов СРО, закладывает правовые основы для создания единых стандартов деятельности участников профессиональных объединений (базовых стандартов).
Поднадзорные Банку России некредитные финансовые организации пятнадцати видов входят в СРО, действующие в соответствии с Законом № 223-ФЗ. В своём докладе Центробанк акцентировал внимание именно на данных профобъединениях. Сам Банк России осуществляет надзор в отношении лишь одного вида деятельности – актуариев. Саморегулирование этой сферы подчиняется положениям законов № 315-ФЗ и № 293-ФЗ.
В отличие от СРО некредитных финансовых организаций, СРО актуариев объединяют исключительно физических лиц. В профессиональные объединения должны вступать физлица, осуществляющие актуарную деятельности как самостоятельно, так и в качестве наемных работников на основании трудовых договоров. Аналогичный подход применяется при саморегулировании оценочной деятельности.
СРО некредитных финансовых организаций, действующие в соответствии с Законом № 223-ФЗ, имеют много общего с зарубежными СРО-ассоциациями:
Помимо этого, стоит отметить ещё ряд общих параметров российских и зарубежных СРО НФО:
По мнению специалистов, система саморегулирования, предусматривающая возможность существования нескольких СРО в одном сегменте, имеет определённые преимущества. В частности, это максимальная приближенность к потребностям участников СРО, исключение монополизации регулирования. В то же время, возникает вопрос о противодействии конфликтам интересов в деятельности СРО и негативным эффектам от конкуренции саморегуляторов за членов. Эти моменты могут повлечь ущерб для потребителей финансовых продуктов и услуг. Их предотвращение возложено должно обеспечиваться регулированием СРО и надзором за профобъединениями.
Функции СРО на финансовом рынке: «у нас» и «у них»
В целом российские саморегулируемые организации осуществляют те же основные функции в системе регулирования финансового рынка, что и зарубежные:
В то же время, российские СРО в отличие от ряда зарубежных не имеют своих третейских судов и не занимаются разрешением споров. Это связано с изменениями законодательства, которые привели к упразднению таких инстанций.
Вместе с тем, в связи с упразднением третейских судов СРО НФА был создан комитет по этике, который, в частности, разрешает споры среди членов СРО. Также ожидается, что отдельные функции по разрешению споров между финансовыми организациями и их клиентами, связанных с нарушением законодательства, будет исполнять институт финансовых уполномоченных, что также снизит востребованность услуг СРО по разрешению споров.
Также российские саморегуляторы не осуществляют информационное обеспечение рынка в таком масштабе, как это делает, например, FINRA.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru