Премьер-министр России Михаил Мишустин утвердил план мероприятий по подъему судов, затонувших в акватории Дальнего Востока. В поддержку данной инициативы еще в январе выступала СРО ломозаготовителей «РУСЛОМ.КОМ».
«Акватории Дальневосточного федерального округа (ДФО) освободят от затонувших судов. План мероприятий, направленных на решение этой проблемы, утвердил Председатель Правительства Михаил Мишустин. Реализация плана мероприятий позволит устранить негативное влияние брошенных судов на экологию, сделает судоходство в акваториях ДФО более безопасным», - говорится в сообщении, опубликованном на сайте Кабмина.
Пилотный регион
В качестве пилотного региона по подъему затонувших судов выступит Магаданская область. В одной из местных бухт (бухта Нагаева) чиновники намерены поднять со дна четыре корабля. Подрядчику, который этим займется, отводится 60 дней на выполнение работ.
До 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами Дальневосточного федерального округа должны были сформировать перечень затонувших объектов, подлежащих подъему. А до 1 апреля чиновникам нужно направить распоряжения о подъеме оставшихся затопленных судов в адрес известных собственников. Последним надлежит обратиться к капитанам морских портов за установлением сроков и выдачей разрешений на подъем судов.
До июля текущего года Минтранс совместно с Минфином и Росимуществом оценят перспективы распространения опыта, полученного в Магаданской области, на другие регионы. Кроме того, Минтранс раз в год, начиная с 1 марта 2022 года, будет направлять в Правительство доклад о ситуации с расчисткой акваторий.
«При поддержке Председателя Правительства мы подошли к решению проблемы, копившейся десятилетиями. Мы даем старт практическому проведению «генеральной уборки», расчистке акваторий страны от затонувших судов», – прокомментировала Зампред Правительства Виктория Абрамченко.
Она отметила особую значимость таких работ как для местной экологии, так и для целей экономического развития, повышения в регионе туристского и рекреационного потенциала, обеспечения надлежащего судоходства и рыболовства.
Поправки
По итогам рабочей поездки Михаила Мишустина на Дальний Восток была принята «дорожная карта». Она предусматривает совершенствование законодательства в области утилизации затонувших судов. Так, в период весенней сессии в Госдуму будет внесен проект федерального закона, предусматривающий установление порядка удаления затонувшего имущества.
«С одной стороны, будут созданы условия для подъема оставшихся на дне кораблей, возмещения экологического ущерба, с другой – по недопущению таких вредных практик в перспективе со стороны владельцев судов. Затопление – это не утилизация, это создание кладбища кораблей, которое негативно влияет не только на экологию водных объектов, но и на экономическое развитие территорий. Собственники имущества должны нести ответственность за выведение из эксплуатации своих судов, и для этого будет сформулирован четкий порядок», – подчеркнула вице-премьер Виктория Абрамченко.
Позиция ломозаготовителей
Еще в январе саморегулируемая организация переработчиков лома «РУСЛОМ.КОМ» направила обращение главам субъектов Российской Федерации для координации работ по очистке акваторий и утилизации затонувших судов. Отмечается, что члены СРО имеют лицензии на ломозаготовку, также у них есть необходимый опыт и компетенция для участия в работах по подъему и утилизации судов, затонувших в регионах. Так, в «РУСЛОМ.КОМ» входят металлургические предприятия (НЛМК, Северсталь, Металлоинвест, ОМК, ЕВРАЗ, БМЗ), крупные независимые холдинги и иностранные компании.
«Необходимость проведения подобных работ не раз отмечалась в Правительстве. Так, заместитель Председателя Правительства, полномочный представитель Президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Петрович Трутнев в ходе рабочей поездки во Владивосток в сентябре 2020 года дал поручение Министерству транспорта РФ изучить возможность подъема судов, которые затонули на Дальнем Востоке. Г-н Трутнев отметил, что данные суда не только мешают движению в портах и угрожают транспорту, но и портят ландшафт», - поясняет саморегулятор.
Кроме того, в «РУСЛОМ.КОМ» напомнили о том, что начать работу по подъему затонувших судов призвал председатель Правительства Михаил Мишустин после своего визита на Дальний Восток.
«Стремясь оказать содействие в решении государственных задач в сфере экологии, НСРО «РУСЛОМ.КОМ» консолидирует усилия бизнеса для выполнения необходимых работ. В рамках направленных обращений Ассоциация запросила информацию о затопленных объектах, подлежащих подъему и утилизации, а также сведения о региональных программах поддержки, регламентах и правилах по очистке акваторий в регионе», - резюмируют в саморегулируемой организации.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru