2020-03-19 12:30:28
Все о поправках, регламентирующих введение обязательного саморегулирования в сферу охраны труда
В рамках IV
Санкт-Петербургского международного форума труда Председатель совета СРО «Единый
центр специалистов по охране труда» Мария Наседкина рассказала о внесении
изменений в Трудовой кодекс и отдельные законодательные акты, которые должны внедрить
саморегулирование в сферу охраны труда. Эксперт отметила, что саморегулятор принял
активное участие в разработке данных поправок.
Посетивший форум депутат Госдумы, Президент СРО «Единый
центр специалистов по охране труда» Сергей Вострецов отметил, что до конца
весенней сессии в нижнюю палату парламента могут внести соответствующий законопроект,
призванный реформировать организацию охраны труда на предприятиях.
«Надеемся, что уже в рамках весенней сессии мы получим
документ, который мы могли бы обсудить в Государственной Думе и вынести на
нулевые слушания в Общественную палату», — сообщил Сергей Вострецов.
Авторы поправок
СРО «Единый центр специалистов по охране труда» на своем
сайте разместила проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой
кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части
саморегулирования деятельности в области охраны труда». В пояснительной записке
к поправкам авторы законодательной инициативы отметили, что данный проект
федерального закона направлен на «формирование общегосударственной модели
саморегулирования в области охраны труда». Также отмечается, что анализ
правоприменительной практики выявил ряд существенных проблем в трудовом
законодательстве и организации взаимодействия участников отрасли.
«В настоящее время для того, чтобы соблюдались требования по
охране труда, в организациях создаются специальные службы. Если таковые
отсутствуют, то привлекаются, в частности, аккредитованные организации,
оказывающие услуги в данной области», - напоминают авторы поправок.
Аккредитация
участников рынка VS саморегулирование
В настоящее время определен перечень услуг в области охраны
труда, которые могут оказывать аккредитованные организации. К ним относятся:
- осуществление функций службы охраны труда или
специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не
превышает 50 человек;
- обучение работодателей и работников вопросам
охраны труда.
Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в
области охраны труда (утв. Приказом Министерства здравоохранения от 1 апреля
2010 г. N 205н), устанавливают порядок обязательной аккредитации организаций на
право оказания услуг в области охраны труда. При этом такая аккредитация
осуществляется в целях:
- подтверждения компетентности организаций в сфере
оказания услуг в области охраны труда;
- подтверждения полномочий организаций оказывать
услуги в области охраны труда, включая подтверждение наличия у них необходимой материально-технической
базы;
- обеспечения гарантий ответственности организаций
перед заинтересованными лицами - получателями услуг в области охраны труда.
По данным Минтруда, в России существует 1 014
организаций, осуществляющих функции охраны труда, еще 3 086 предприятий
проводят обучение работодателей в области охраны труда, а 307 фирм аккредитованы
на оба вида деятельности. Однако, как отмечают авторы поправок, данный механизм
подтверждения профессионализма лиц, оказывающих услуги в области охраны труда,
не может быть признан достаточным.
«Министерством труда и социальной защиты Российской
Федерации, органами государственного надзора и контроля и другими Федеральными
ведомствами принимаются определенные меры по совершенствованию законодательства
по охране труда и нормативно-правовому обеспечению охраны труда. В то же время
это не приносит ощутимых результатов. Поиск новых законодательных решений в
области охраны труда обусловлен объективной необходимостью улучшения условий и
безопасности труда в Российской Федерации в связи с данными
контрольно-надзорных органов по увеличению количества несчастных случаев на
производстве», - подчеркивают значение предлагаемых поправок авторы
законопроекта.
Поправки предлагают заменить в Трудовом кодексе механизм государственной
аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда,
саморегулированием предпринимательской и профессиональной деятельности в
области охраны труда.
В последние годы достаточно широкое распространение в
Российской Федерации в различных сферах получило саморегулирование, развитие
которого закреплено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития
страны в качестве одного из приоритетов.
Особенности
саморегулирования в сфере охраны труда
Основные принципы выстраивания института саморегулирования
согласуются также и с задачами повышения качества государственного управления
охраной труда и эффективности функционирования федеральных и территориальных
органов исполнительной власти в сфере труда. Соответствующим проектом федерального закона предлагается установить
требование об обязательном членстве лиц, оказывающих услуги в области охраны
труда, в СРО.
Деятельности СРО в области охраны труда будет регулироваться
базовым Федеральным законом № 315 «О саморегулируемых организациях». В свою
очередь законопроект о внесении изменений в Трудовой кодекс предлагает
установить:
1.
определение основного понятия «саморегулируемая
организация в области охраны труда»;
2.
виды саморегулируемых организаций в области
охраны труда:
- первый вид основан на членстве субъектов
предпринимательской деятельности в области охраны труда (юридические лица и
индивидуальные предприниматели),
- второй вид основан на членстве субъектов
профессиональной деятельности (саморегулируемые организации объединяют
физических лиц – специалистов в области охраны труда);
3.
особенности деятельности саморегулируемых
организаций в области охраны труда;
4.
условия приобретения статуса саморегулируемой
организации в области охраны труда;
5.
минимальные требования к лицам, необходимые для
вступления в саморегулируемую организацию в области охраны труда;
6.
условия и порядок наделения правом члена
саморегулируемой организации осуществлять деятельность в области охраны труда;
7.
порядок возмещения вреда, причиненного
вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой
организации функций и услуг в области охраны труда;
8.
создание и особенности деятельности
Национального объединения саморегулируемых организаций;
9.
отмену части государственного регулирования в
области охраны труда в целях исключения двойного допуска на рынок охраны труда;
10.
особенности контроля саморегулируемой
организацией за деятельностью своих членов и применения в отношении них мер
дисциплинарного воздействия.
Авторы законопроекта считают, что принятие поправок позволит
создать условия для мотивации предпринимателей к повышению качества оказываемых
услуг в области охраны труда. К примеру, будут созданы гарантии имущественной
ответственности перед заинтересованными лицами – работодателями и работниками.
«Кроме этого, членство в саморегулируемой организации
придаст новый статус специалистам и организациям, осуществляющим деятельность в
области охраны труда. Это позволит сократить число случаев некомпетентности
организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. В конечном счете,
система саморегулирования направлена на предупреждение нарушений в сфере охраны
труда на производстве в различных сферах экономической деятельности в
Российской Федерации», - считают авторы законодательной инициативы.
Переходный период для
введения обязательного членства в СРО
Соответствующий проект федерального закона предусматривают,
что поправки вступят в силу по истечении 180 дней со дня
официального опубликования. Это связано с тем, что их реализация потребует переходного
периода на создание дополнительных обязанностей работодателей и специалистов по
охране труда.
Скидки к страховому
тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на
производстве и профессиональных заболеваний
Также, чтобы стимулировать работодателя к привлечению
специалистов по охране труда, состоящих в СРО, предлагается для предприятия закрепить
скидку к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных
случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Отмечается, что степень
профессионального риска учитывается при определении страхового тарифа, исходя
из которого с учетом скидки или надбавки, страхователь уплачивает страховые
взносы.
Размер указанной скидки или надбавки рассчитывается по
итогам работы страхователя за три года и устанавливается с учетом состояния
охраны труда (включая результаты специальной оценки условий труда, проведенных
обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров) и расходов
на обеспечение по страхованию. Указанные скидки и надбавки устанавливаются
страховщиком в пределах страховых взносов, установленных бюджетом Фонда
социального страхования РФ.
Работодатели, привлекающие для оказания услуг в сфере охраны
труда членов СРО, в зависимости от категории риска такого члена (при невысоких
рисках), смогут направить соответствующие сведения в Фонд социального
страхования и получить преференции при страховании от несчастных случаев
(скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
При повышенных рисках деятельности члена саморегулируемой
организации, которого привлекает работодатель, скидка предоставляться не будет.
В
условиях обязательного саморегулирования такая мера стимулирует работодателей
выбирать для осуществления функций по охране труда лиц с наименьшими рисками, а
членов саморегулируемых организаций, в свою очередь, к улучшению своей
деятельности.
Национальное
объединение СРО в сфере охраны труда
Законопроект предусматривает, что Национальное объединение
СРО займутся разработкой и утверждением локальных нормативных актов, обязательных
к применению СРО. В этой связи Нацобъединения установит методологию применения
риск-ориентированного подхода, в том числе порядок определения категории рисков
членов СРО.
Предлагаются следующие категории рисков членов СРО:
- первая категория (низкий риск);
- вторая категория (умеренный риск);
- третья категория (средний риск);
- четвертая категория (высокий риск);
- пятая категория (очень высокий риск);
- шестая категория (чрезвычайно высокий риск).
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru