18 декабря Государственная Дума приняла во втором, основном чтении законопроект № 815115-7 о виноградарстве и виноделии, который устанавливает саморегулирование отрасли.
В соответствии с принятыми нормами, отраслевые СРО будут формироваться по территориальному принципу. Их деятельность должна подчиняться требованиям Федерального закона № 315 «О саморегулируемых организациях». А членами новых объединений станут виноградарские и винодельческие хозяйства.
Закон устанавливает, что на территории Российской Федерации СРО виноградарей и виноделов могут создаваться на территориях виноградо-винодельческих зон, виноградо-винодельческих районов или виноградо-винодельческих терруаров.
Некоммерческая организация может приобрести статус СРО виноградарей и виноделов, если в ее состав входят: не менее одного виноградарского и одного винодельческого хозяйства или не менее двух винодельческих хозяйств, хотя бы одно из которых занимается виноградарством. При этом установлено, что отраслевая СРО создается при условии объединения:
При этом законодатели предусмотрели создание только одной СРО виноградарей и виноделов на территории одного виноградо-винодельческого терруара. Также на территории одного виноградо-винодельческого района может быть создана только одна СРО виноградарей и виноделов данного района, а действовать могут несколько СРО виноградарей и виноделов виноградо-винодельческих терруаров. На территории одной виноградо-винодельческой зоны может быть создана только одна СРО виноградарей и виноделов данной зоны и могут действовать несколько СРО виноградарей и виноделов виноградо-винодельческих районов и (или) виноградо-винодельческих терруаров. В тоже время саморегулируемые организации виноградарей и виноделов могут объединяться в ассоциации и союзы.
Наряду с функциями, установленными Федеральным законом № 315 «О саморегулируемых организациях», СРО виноградарей и виноделов осуществляют следующие функции:
Стандарты качества продукции, разработанные в СРО должны быть дифференцированы с учетом особенностей виноградо-винодельческих зон, в границах которых члены саморегулируемой организации осуществляют виноградарство или виноделие. Также СРО вправе дифференцировать дополнительные стандарты качества в зависимости от виноградо-винодельческих зон, виноградо-винодельческих районов и (или) виноградо-винодельческих терруаров, в границах которых члены саморегулируемой организации осуществляют виноградарство или виноделие.
СРО выдает своим членам сертификаты качества установленного ею образца, подтверждающие членство виноградарского или винодельческого хозяйства в саморегулируемой организации виноградарей и виноделов и соответствие производимой ими продукции дополнительным стандартам качества, установленным в СРО. Члены СРО, получившие указанный сертификат качества, вправе на этикетке, контрэтикетке, упаковочной таре производимых ими продукции, а также на своем официальном сайте в Интернете размещать эмблему (знак) качества СРО. В случае нарушения членом СРО дополнительных стандартов качества действие выданного сертификата подлежит приостановлению на срок, предусмотренный внутренними документами СРО. Не допускается размещение эмблемы (знака) качества СРО в период, в течение которого действие сертификата является приостановленным.
Кроме того, закон установил условия для признание земельного участка виноградопригодными землями. Соотвествующее решение принимается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании исследования их географических и почвенно-климатических характеристик по заявлению собственника земельного участка или саморегулируемой организации виноградарей и виноделов. Безусловным основанием для включения земельного участка в состав виноградопригодных земель является факт его использования для возделывания виноградников не менее пяти лет в течение последних пятидесяти лет.
Принятые поправки отнесли к полномочиям региональных органов госвласти поддержку создания саморегулируемых организаций виноградарей и виноделов.
По предложению СРО виноградарей и виноделов уполномоченный федеральный орган исполнительной власти будет определять виноградо-винодельческие зоны, виноградо-винодельческие терруары, в границах которых может осуществляться производство соответственно вина с защищенным географическим указанием, вина с защищенным наименованием места происхождения. Также по предложению СРО орган госвласти установит в отношении каждой такой виноградо-винодельческой зоны, каждого такого виноградо-винодельческого терруара перечень сортов винограда, технологических приемов и операций виноградарства и виноделия, технологических средств, применяемых для производства вина с защищенным географическим указанием, вина с защищенным наименованием места происхождения.
СРО виноградарей и виноделов для решения уставных задач могут создавать общественные наблюдательные комиссии, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры общественного контроля. Однако при осуществлении общественного контроля саморегулируемые организации не вправе требовать от производителей и продавцов представление документов (выполнение действий), обязанность по представлению (выполнению) которых по требованию потребителя не установлена законом.
В законе говорится о том, что публикуемые СРО результаты сравнительных исследований качества продукции виноградарства и винодельческой продукции не являются рекламой.
В Госдуме напомнили, что данную законодательную инициативу внесли депутаты всех фракций нижней палаты. Законопроект практически с нуля создал правовое регулирование отечественного виноградарства и виноделия. Его положения станут базовыми для отрасли.
«Создание отрасли виноградарства и виноделия сыграет серьезную роль в развитии экономики страны – за счет новых рабочих мест, импортозамещения и дополнительных доходов в бюджеты регионов – Краснодара, Крыма, Севастополя, Ростовской области, Дагестана, Ставрополя, Волгограда и Астрахани», — отметил Председатель ГД Вячеслав Володин.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru