Антон Глушков: «Представители СРО способны рассуждать совершенно здраво и о задачах национального объединения, и о перспективах в экономике в целом».
В преддверии XVII Всероссийского съезда саморегулируемых организаций в сфере строительства и выборов на пост президента НОСТРОЙ мы беседуем с вице-президентом Национального объединения строителей Антоном Глушковым.
— Антон Николаевич, прокомментируйте, пожалуйста, прошедшие окружные конференции НОСТРОЙ? Какие пожелания звучали от представителей профессионального сообщества и какие направления работы, в связи с этим, Вы планируете включить в свою программу действий?
— Все конференции проходили очень динамично, было озвучено много инициатив. Невзирая на то, что каждый субъект федерации уникален и обладает своими особенностями, в том числе, территориальными и климатическими, основные проблемы, волнующие моих коллег, практически во всех регионах схожи.
Если рассуждать конкретнее, я разделил бы всю проблематику на две большие группы. Первая — вопросы, актуальные для саморегулируемых организаций, вторая — темы, наиболее интересующие собственно участников профессиональных объединений. Говоря о жизнедеятельности СРО, основные проблемы связаны с профессиональным образованием и повышением квалификации специалистов. Начиная с 1 июля, независимая оценка квалификации станет фактически единственной формой мониторинга уровня знаний работника, поэтому данный вопрос волнует всех моих коллег в области саморегулирования.
В среде строителей чрезвычайно активно обсуждаются поправки в Федеральный закон № 214 «Об участии в долевом строительстве». Эти нормы также вступают в силу с 1 июля 2019 года. Тем не менее, дискутируя о данном законе, многие застройщики наивно полагают, что всё может остаться по-прежнему. Я думаю, главная наша задача как национального объединения заключается в том, чтобы совместно с органами власти сделать переход к новым требованиям в отношении обращения с денежными средствами граждан максимально мягким. Мы должны помочь добропорядочным компаниям преодолеть этот переходный этап. Для этого необходимо участвовать в формировании множества переходных положений постановлений Правительства, которые регламентируют требования к строительным объектам, разрешения на которые получены до 1 июля прошлого года, а также вовлекать строителей и всех участников профессионального сообщества в данный процесс. Не менее актуальная задача — способствовать повышению финансовой грамотности застройщиков в коммуникации с финансовыми структурами. Как показывает практика регионов, до сих пор более 70% строительных компаний обходилось без использования заёмных средств в кредитных организациях. В большинстве своём, строители оперировали средствами граждан — дольщиков. Теперь, буквально за полгода нам предстоит это поменять.
— По итогам окружных конференций, как кандидат в президенты НОСТРОЙ Вы являетесь безоговорочным лидером. Подобная поддержка со стороны СРО была ожидаемой или стала приятным сюрпризом?
— Как и любому кандидату, мне приятно видеть не только поднятие рук в ходе голосования, но и ощущать реальную поддержку коллег. Свидетельством этой заинтересованности является и участие в окружных конференциях, и принятие определённых решений коллегиальных органов СРО, а также вовлечённость профессионального сообщества в работу. На своём электронном ресурсе я аккумулирую множество предложений, поступающих в онлайн-режиме, а также возникающих в ходе рабочих встреч и окружных конференций. Отрадно, что в рамках предвыборного периода, которые зачастую превращаются в череду неких обещаний и попыток кандидата показать себя с наилучшей стороны, появилось много именно интересных и вполне реалистичных предложений по развитию отрасли от неравнодушных строителей.
Сегодня, по прошествии десяти лет с начала эпохи саморегулирования в строительстве, и представители СРО, и участники профессиональных объединений способны рассуждать совершенно здраво не только о функциях и задачах национального объединения на ближайшие четыре года, но и о тех перспективах и возможностях, которые существуют в экономике в целом. По-настоящему радует, что мы переживаем период не маниловщины, а огромного количества конкретных предложений, многие из которых, на мой взгляд, можно реализовать быстрее, чем за обозначенные четыре года.
— Ваш оппонент, Владимир Алексеевич Пехтин, отказался от предвыборной гонки и выразил некоторое недовольство работой НОСТРОЙ. На Ваш взгляд, за что можно критиковать Национальное объединение строителей?
— Я думаю, этот вопрос стоит сформулировать иначе. Дело в том, что на разных этапах становления национальное объединение ставило для себя и различные приоритеты. Это вполне закономерно и оправдано. Изначально, когда Ассоциация искала своё место в общественном пространстве, коммуникация со строительными организациями — непосредственно с теми, для кого и работает НОСТРОЙ — была наиболее активной. По сути, мы работаем не для двухсот двадцати двух саморегулируемых организаций, а для более, чем восьмидесяти девяти тысяч участников этих объединений. Первоначально проблематике «с мест», вопросам жизнедеятельности строительных компаний уделялось гораздо больше внимания.
Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» существенным образом изменил цели, задачи и режим работы саморегулируемых организаций. В силу этого, за последние три года нацобъединение сосредоточилось на СРО, а работа со строительными организациями отошла на второй план. Все мы занимались формированием Национального реестра специалистов, вопросами регионализации саморегуляторов, учились работать с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в рамках предоставленных нам полномочий. Проблематике реальной строительной сферы уделялось меньше внимания. Поэтому отчасти я готов согласиться с той критикой, которая прозвучала от Владимира Алексеевича. Тем не менее, считаю, что произошло это не из-за нерадения руководства Ассоциации, а в связи с теми приоритетными задачами, которые в данный период решались.
— И что же дальше? Грядут большие перемены?
— Сейчас никаких революционных действий, которые существенным образом изменили бы работу НОСТРОЙ, не предвидится. Даже проект поправок в Федеральный закон № 372, который предлагает и лоббирует национальное объединение, носит всё же уточняющий характер в соответствии с опытом и практикой, которые были наработаны за эти годы. Ничего революционного и сногсшибательного в этом законе нет.Полагаю, что в ближайшие четыре года у НОСТРОЙ есть все возможности сосредоточиться на проблемах реального строительного сектора. Необходимо признать, что стройка является зеркалом экономики и, как мы видим, проблем здесь достаточно много.
— В случае победы на выборах президента НОСТРОЙ, каковы будут Ваши первые шаги?
— В рамках своей предвыборной программы я озвучил предложения, которые касаются как саморегулируемых организаций, так и строительных компаний. Их можно разделить на краткосрочные и требующие более длительной подготовки, в частности, реализации законодательных инициатив.
В частности, всё, что было мною сказано в отношении профессионального образования и повышения квалификации, что оказало бы существенную помощь саморегулируемым организациям, думаю, удастся реализовать за два-три месяца. Для внедрения и реализации существенных структурных изменений потребуется срок, отведённый президенту.
Мне бы хотелось, чтобы такие задачи, как введение требований по независимой оценке квалификаций, а также по части технических изменений, связанных с увеличением общественных функций путём формирования Консультационного совета по вопросам законодательства в области саморегулирования и Технического экспертного совета, мы смогли реализовать за ближайшие несколько месяцев. По остальным направлениям будем наращивать компетенцию и, полагаю, работая сообща, у нас всё получится.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru