1. Главная
  2. Интервью
  3. Владимир Гамза: «Полагаю, что саморегулирование является необходимым элементом института негосударственных судебных исполнителей»
Интервью

188

Владимир Гамза: «Полагаю, что саморегулирование является необходимым элементом института негосударственных судебных исполнителей»

 Владимир Гамза: «Полагаю, что саморегулирование является необходимым элементом института негосударственных судебных исполнителей»Недавно частные приставы заговорили о возможности саморегулирования. В частности, этот вопрос поднимался на заседании Комиссии по финансовой безопасности при Совете ТПП РФ. Участники встречи активно обсуждали создание структуры, которая будет объединять частных приставов. По мнению некоторых представителей профессионального сообщества, таковой вполне может стать саморегулируемая организация. О саморегулировании судебных приставов с нашим порталом беседует председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза.

— Владимир Андреевич, каковы предпосылки для создания саморегулируемой организации, объединяющей негосударственных судебных исполнителей?

— Прежде всего, необходимо отметить, что сейчас существует ряд правовых неопределенностей в использовании формулировки «частные приставы». Сам термин по своему содержанию не раскрывает весь спектр значимых и важных составляющих его деятельности. На сегодняшний день рабочее название профессии — негосударственный судебный исполнитель.

Замечу, что в рамках работы по созданию в РФ института негосударственных судебных исполнителей, вопрос правовых основ организации деятельности этого института изучался, в том числе на примерах успешного зарубежного опыта применения саморегулирования в определенных сферах, а также на существующей в РФ практике применения такого саморегулирования.

Например, саморегулирование нотариата, достаточно яркий и очевидный пример саморегулирования отдельного вида деятельности (как государственного, так и частнопрактикующего нотариата).

Полагаю, что саморегулирование является необходимым элементом института негосударственных судебных исполнителей. Замечу также, что саморегулирование выгодно отличается от механизма, при котором лицо, обладающее определенными властными государственными полномочиями затрагивающими, в том числе, и конституционные права граждан, например, свободу передвижения, ограничение распоряжения своей собственностью и т. п., будет подконтрольно только органу, выдавшему сертификат на право заниматься этим видом деятельности.

В качестве еще одного примера можно вспомнить саморегулирование арбитражных управляющих. В случае совершения неправомерных действий срабатывает многоступенчатая система контроля и надзора: жалоба в СРО, жалоба в надзорный орган Росреестр, суд.

— Каковы возможные преимущества от внедрения СРО?

— Прежде всего, саморегулируемая организация помогает обеспечить контроль за соблюдением ее членами норм действующего законодательства РФ и утвержденных этических и моральных норм и правил профсообщества.

Таким образом, применение в РФ системы саморегулирования в виде Федеральной палаты, палат субъектов РФ, бюро и кабинетов позволит создать многоступенчатый контроль за деятельностью негосударственных судебных исполнителей. А также, своевременно реагировать на действия, или бездействия исполнителей, которые нарушают права и законные интересы граждан и организаций в процессе исполнительской деятельности. Кроме того, данный механизм поможет обеспечивать возмещение причиненного ущерба и на постоянной основе осуществлять контроль за соответствием своих членов требованиям, необходимым для получения статуса негосударственного судебного исполнителя.

Если говорить подробнее о последнем пункте, то замечу, что саморегулирование позволит обеспечить:

  • Проверку соответствия кандидата, требованиям действующего законодательства, установленных для получения статуса негосударственного судебного исполнителя.
  • Проведение конкурсного отбора на должность негосударственного судебного исполнителя.
  • Осуществление контроля за соблюдением требований (истечение сроков договора страхования ответственности, наличие судимости, конфликта интересов и т.п.).
  • Соблюдение всеми членами Кодекса этических норм.
  • Проведение проверок по фактам неправомерных действий (бездействий) негосударственных судебных исполнителей, и привлечение к дисциплинарной ответственности исполнителей, нарушивших профессиональные нормы и законы РФ.
  • Разработку методических документов, регулирующих деятельность НСИ. В том числе положения о переаттестации, порядку прохождения стажировки, а также разрабатывать правила оплаты деятельности НСИ.
  • Создание и аттестацию учебных центров и образовательных организаций по профессиональному обучению негосударственных судебных исполнителей и их помощников.
  • Защиту интересов НСИ в судах и государственных органах.

— Говоря о разработке свода правил профессионального поведения частных приставов, что бы вы поставили «во главу угла»?

— При разработке Кодекса профессионального поведения НСИ в первую очередь будет сделан акцент на недопущение нарушения законных прав и интересов граждан и организаций при осуществлении исполнительской деятельности. Поэтому, деятельность и ответственность негосударственных судебных исполнителей, должна регулироваться четким правилам и требованиям.

Как уже говорилось, НСИ при совершении исполнительных действий может использовать такие государственные меры принуждения, как ограничение свободы передвижения, распоряжения своей собственностью и т.п. При совершении таких действий государственным приставом, в случае неправомерности принятия решения и нарушения чьих-либо прав в установленном порядке за действия пристава в конечном итоге будет отвечать государство.

Для минимизации возможных негативных последствий от работы НСИ в настоящее время разрабатывается государственный стандарт такого профессионального вида деятельности, в котором будут четко прописаны все механизмы взаимодействия НСИ и должников. Кроме того, также будет разработан Кодекс профессиональной этики НСИ, за неукоснительным соблюдением которого и будет следить Федеральная и региональные палаты негосударственных судебных исполнителей.

Сама идея введения в РФ института негосударственных судебных исполнителей заключается в обеспечении эффективности и результативности исполнения судебных актов по определенным категориям дел. В этой связи ключевым является соблюдение баланса между безусловным исполнением судебных решений и недопущения нарушения негосударственными судебными исполнителями прав и законных интересов граждан и организаций при совершении исполнительских действий.

— С какими опасностями и негативными моментами, возможно придётся столкнуться, при переходе на саморегулирование при создании института частных приставов?

— Тут важно отметить, что непосредственно какого-либо перехода не планируется. При разработке проекта закона механизм саморегулирования в виде создания Федеральной, и региональной палат негосударственных судебных исполнителей будет сразу прямо прописан.

В процессе общественного обсуждения законопроекта, в том числе и профсообществом многие элементы закона, в том числе в части саморегулирования могут быть изменены и дополнены.

Однако, следует отметить, что применяемая в настоящее время система саморегулирования нотариата в РФ, который институционально очень схож с негосударственными судебными исполнителями (Федеральная, региональная палата, конторы) действует с 1993 года и практически не претерпела изменений, так как такая система позволяет эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность.


Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала "Все о саморегулировании" (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений
17.04.2024

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений

19 апреля Ассоциация Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" проведет круглый стол по теме "Гармоничное развитие исторических поселений и исторических центров регионов России".
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Вернуть старый дизайн