Антон Глушков рассказал о потенциале КРТ
Президент НОСТРОЙ Антон Глушков в рамках деловой встречи,проведенной РБК 8 сентября, заявил, что комплексное развитие территорий (КРТ) создаетдополнительный потенциал для ввода 800 миллионов квадратных метров жилья.Соответствующая информация появилась на сайте Нацобъединения.
8 сентября РБК провел деловую встречу, участники которойобсудили государственно-частное партнерство (ГЧП) и его влияние на развитиетерриторий. К дискуссии подключился глава НОСТРОЙ Антон Глушков. В своемвыступлении он отметил, что благодаря принятию в конце 2020 года закона 494-ФЗ «окомплексном развитии территорий» стройкомплекс получил новый единый механизм.Он заменил инструменты, направленные как на комплексное освоение пустующихтерриторий, так и на развитие уже застроенных.
КРТ может создать 800млн квадратных метров жилья
В своем выступлении Антон Глушков отметил, что механизм комплексногоразвития территорий создает дополнительный потенциал для ввода 800 миллионовквадратных метров жилья.
«Мы посчитали объем земельного ресурса, который может быть врезультате вовлечен. По самым скромным расчетам, это земельные участки свозможностью размещения на них порядка 800 млн кв. м жилья. Если переводить вгоды, даже с самыми амбициозными планами по вводу 120 млн кв. м ежегодно – это6-7 лет потенциала, который дополнительно существует уже в рамках сложившихсяграниц муниципалитетов без увеличения нагрузки на транспортную, социальнуюинфраструктуру. Поэтому КРТ – это долгожданный инструмент, который сегодня выгодендевелоперам, органам местного самоуправления и гражданам – конечнымпотребителям», - подчеркнул Антон Глушков.
Отношениепрофсообщества к закону о КРТ неоднозначно
Глава НОСТРОЙ назвал 494-ФЗ экспериментальным, отметив, чтоон неоднозначно воспринимается профсообществом, поскольку устанавливаетрамочный формат взаимоотношений между инвестором и органом местногосамоуправления в части, касающейся развития застроенных территорий. Отмечается,что большая часть нормативов в подобных ситуациях должна быть установленырегиональными актами. С одной стороны, закон защищает права граждан отдискриминации со стороны инвесторов, с другой – все требования устанавливаютсяна уровне субъектов. При этом существуют риски, с которыми сегодня сталкиваютсяучастники процесса. По словам спикера, они становятся существенным препятствием,из-за которых реализовать проекты КРТ в полной мере в ряде субъектов страныпока не удается.
Проблемы КРТ иварианты их решений
Перечисляя основные проблемы, эксперт отметил, что вбольшинстве своем они касаются правоотношений по земельным участкам и объектам,входящим в зону КРТ. Также трудности связаны с привлечением частных инвестицийи созданием условий для участия застройщиков в этом процессе. Для их решенияпрофсообществом сформирован перечень предложений.
«Необходимо снять риски по корректировке градостроительнойдокументации, обеспечить возможность включения в КРТ наряду с многоквартирнымидомами и объекты ИЖС. Также, для КРТ по инициативе правообладателей нужноустановить возможность предоставления публичных земельных участков для иных целей,а также обязанность органов местного самоуправления по их предоставлению. Такжепредлагается установить более конкретные аспекты согласования решений о КРТоргана местного самоуправления с субъектом РФ – например, соответствие проектаразвития застроенной территории региональным программам, создания инженерныхкоммуникаций, социальной инфраструктуры. И, наконец, установить возможностьрасторжения договора КРТ только в судебном порядке. Сейчас конструкция законаговорит о том, что по инициативе органа местного самоуправления контракт можетбыть расторгнут в одностороннем порядке, причем перечень условий не оговорен, ав случае расторжения по инициативе участников второй стороны вопрос можнорешить только в судебном порядке. Предлагается эти права уравнять», - сказалАнтон Глушков.
Нужно проработатьвопросы КРТ на региональном уровне
По его словам, механизм КРТ все же востребован. Его оченьждали девелоперские и строительные организации. Однако тот пакет документов,который должен быть сформирован на региональном уровне, требует детального изученияи обмена лучшими практиками между субъектами.
«Не нужно бояться инициативы со стороны девелоперов. Оченьчасто ГЧП (государственно-частное партнерство) – это фактически проекты негласногоспонсорства со стороны бизнес-сообщества органам исполнительной власти. Поэтомуочень важно, чтобы этот инструмент был выгоден обеим сторонам, самодостаточенфинансово и принес максимальную пользу всем участникам процесса», - резюмировалпрезидент НОСТРОЙ.
КРТ
Механизм комплексного развития территорий (КРТ)предусматривает расселение аварийного и ветхого жилья. Он также позволяет регвластямсносить неаварийные многоквартирные дома. К примеру, в программу КРТ могут войтиаварийные многоквартирные дома и дома с высокой степенью износа, а также прочиеобъекты в квартале или микрорайоне, где располагается такое жилье. Такимобразом, регионы получили право в рамках КРТ сносить не только аварийное иподлежащее сносу жилье, но и неаварийные «панельки», а также дома, капремонткоторых может оказаться слишком дорогим.
КРТ проводится в районах жилой и нежилой застройки, нанезастроенных территориях, а также там, где с такой инициативой выступиливладельцы участков. Закон о КРТ позволяет привлекать внебюджетные источники к реализациипрограмм обновления городской застройки. Однако инфраструктура, котораясоздается инвестором при комплексном развитии территорий, передается на балансмуниципалитета. Таким образом, исключается появление частных дорог и гарантируетсясохранность объектов культуры.
КРТ проводится по решению Правительства, регвластей иорганов местного самоуправления. Кабмин объявляет о проведении КРТ натерритории, где земельные участки и объекты находятся в федеральнойсобственности. Если же КРТ было инициировано властями субъекта, то оно будетпроводиться за счет регионального бюджета.
Напомним,Руководитель Научно-консультативной комиссии НОСТРОЙ, координаторНацобъединения по СФО Максим Федорченко в рамках расширенного заседания сПравительством Ульяновской области рассказал о повышении инвестиционнойпривлекательности проектов КРТ.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru