Ассоциация банков России и Всероссийский союз страховщиков в совместном письме рассказали о новом Стандарте
Ассоциация банков России (АБР) на своем сайте сообщила о совместном письмеАссоциации и Всероссийского союза страховщиков (ВСС). В документе говорится онеобходимости присоединения к Стандарту оказания услуг банками – членамиАссоциации «Россия», действующими в качестве представителей некредитныхфинансовых организаций (НФО). По словам авторов инициативы, присоединиться к Стандарту необходимо для обеспечениясинхронизации действий НФО по соблюдению стандартов соответствующих СРО.
Авторы письма напомнили о заключении Меморандума овзаимодействии ассоциаций, объединяющих кредитные организации, и финансовых СРО.Документ был подписан еще в 2018 году рамках XXVII Международного финансовогоконгресса в ходе проведения круглого стола «Поведенческий надзор, от концепциик практике: агентские схемы продажи финансовых продуктов».
Согласно совместному письму АБР и ВСС, Ассоциация банковРоссии взяла на себя обязательства, всилу которых разработала Стандарт оказания услуг банками — членами Ассоциации«Россия», действующими в качестве представителей НФО. Данный Стандарт былутвержден на внеочередном общем собрании членов Ассоциации 31 января текущегогода. Кроме того, было принято решение о том, что его положения станутобязательными для присоединившихся к нему кредитных организаций уже с 1 мая.
Цели, которые поставлены Стандартом Ассоциации:
- предупреждение мисселинга и иных недобросовестных практиквзаимодействия кредитных организаций с получателями финансовых услуг и (или)продуктов (мисселинга);
- повышение качества финансовых услуг (продуктов), реализуемыхнекредитными финансовыми организациями (далее — НФО) через кредитныеорганизации;
- обеспечение информационной открытости финансового рынка вРоссийской Федерации, а также повышение уровня финансовой грамотности иинформированности получателей услуг о деятельности кредитных организаций исодержании финансовых услуг (продуктов);
- обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересовполучателей финансовых услуг НФО, реализуемых кредитными организациями; -повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации за счетиспользования инструментов финансового рынка;
- формирование и поддержание положительного имиджа кредитныхорганизаций среди участников финансового рынка, обеспечение доверия населения кбанковской системе Российской Федерации и экономической безопасности России.
Стандарт разработан одновременно с базовыми и внутреннимистандартами СРО в сфере финансового рынка, которые обязательны для исполнениявсеми финансовыми организациями соответствующего вида, вне зависимости от ихчленства в саморегулируемой организации. Предполагается, что действия пооказанию банками финансовых услуг в качестве представителей НФО должны бытьсинхронизированы с требованиями как базовых, так и внутренних стандартов СРО всфере финансового рынка. Таковыми, в частности, являются стандартыВсероссийского союза страховщиков: «Базовый стандарт защиты прав и интересовфизических и юридических лиц — получателей финансовых услуг, оказываемыхчленами саморегулируемых организаций, объединяющих страховые организации»,вступающий в силу и являющийся обязательным для всех страховых организаций с07.05.2019, и «Внутренний стандарт по взаимодействию с получателями финансовыхуслуг, оказываемых страховыми организациями по договорам страхования жизни идоговорам страхования от несчастных случаев и болезней».
Систематические рекомендации Центрального Банка, егоинформационные письма о продаже финансовых продуктов, а также о предоставленииинформации получателям страховых услуг отражают общую направленность курса наобеспечение информационной открытости финансовых рынков. Кроме того, ониговорят о повышение финансовой грамотности населения, а также устанавливаютособенности оказания потребителям определенного вида финансовых услуг. В примеравторы письма приводят Указание Банка России от 11 января 2019 года № 5055-У «Оминимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществлениядобровольного страхования жизни с условием периодических страховых выплат(ренты, аннуитетов) и (или) с участием страхователя в инвестиционном доходе страховщика»,вступившее в силу с 1 апреля 2019 года.
Таким образом, комплекс требований нормативно-правовых актовБанка России и стандартов СРО в сфере финансового рынка, отраженный в СтандартеАссоциации, представляет собой правовую основу взаимодействия финансовыхорганизации с получателями финансовых услуг. Возможные нарушения кредитнымиорганизациями, оказывающими финансовые услуги в качестве представителей НФО,Стандарта Ассоциации и корреспондирующих ему норм стандартов СРО инормативно-правовых актов Банка России, устанавливающих для НФО определенныетребования к раскрытию информации о порядке взаимодействия с получателямиуслуг, повлечет для НФО репутационные, административные и лицензионные риски.
«Являются обоснованными действия НФО по внесению изменений вдоговоры с посредниками (агентские договоры), обеспечивающих защиту интересовНФО в части установления штрафных санкций для посредников, кредитныхорганизаций, не соблюдающих требования стандартов СРО или нормативно-правовыхактов Банка России, к примеру, обязательных требований по раскрытию информациио финансовой услуге.
При данных обстоятельствах, еще раз обращаем вниманиекредитных организаций на необходимость присоединения к Стандарту Ассоциации вцелях обеспечения синхронизации действий с НФО по соблюдению стандартовсоответствующих СРО, поскольку неприсоединение к Стандарту Ассоциации инесоблюдение условий стандартов СРО, таких как Базовый стандарт ВСС, Внутреннийстандарт ВСС, может впоследствии повлечь невозможность продажи кредитнымиорганизациями финансовых продуктов (услуг) НФО», - резюмируют авторы письма ГеоргийЛунтовский (Президент АБР) и Игорь Юргенс (Президент ВСС).
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru