ЧОПам, охраняющим гособъекты, предлагают СРО
Накануне на Официальном сайте для информации о подготовке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов завершились общественные обсуждения проекта постановления Правительства, которым предлагается ввести саморегулирование в сферу частной охраны. Проект «Об установлении требований к частным охранным организациям, оказывающим охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разработан Национальной гвардией России в соответствии с частью шестой статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частой детективной и охранной детальности в Российской Федерации».
Согласно пояснению, Проект постановления направлен на повышение качества предоставляемых услуг частными охранными организациями при охране объектов бюджетного финансирования и снижение материальных потерь бюджетов всех уровней. В целях реализации указанной нормы Закона проектом постановления предусматривается введение требований обязательных для соблюдения частными охранными организациями, участвующими в торгах, проводимых собственниками объектов с бюджетным финансированием.
«Важным условием на текущем этапе развития рынка охранных услуг в Российской Федерации является повышение качества предоставляемых услуг, обеспечение достаточного уровня безопасности охраняемых объектов, обеспечение соответствующего уровня покрытия рисков, создание институтов саморегулирования, тенденция к укрупнению хозяйствующих субъектов, сокращение финансовых и репутационных потерь, улучшение условий труда работников, соблюдение работодателями трудового законодательства и т.д.» - подчеркивают авторы.
Принимая во внимание опыт правового регулирования в других областях деятельности (банковская, страховая, аудиторская, строительная и т.д.), проектом постановления предлагается установить следующий исчерпывающий перечень требований для частных охранных организаций, оказывающих охранные услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемственности) контракта (договора) на выполнение соответствующих предмету закупки услуг по охране объектов и (или) имущества за последний год до даты, предшествующей заключению контракта (договора);
- наличие лицензии на оказание охранных услуг (услуги), предусмотренной пунктом 7 части третьей статьи 3 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
- наличие в штате не менее 100 работников, обладающих правовым статусом частного охранника;
- отсутствие в течение года, предшествующего заключению контракта (договора), грубых нарушений лицензионных требований, установленных положением о лицензировании частной охранной деятельности;
- членство в саморегулируемых организациях, объединяющих субъекты частной охранной деятельности, и (или) объединениях работодателей, профессиональных союзах в сфере охраны и безопасности.
Требование о членстве в саморегулируемых организациях, объединяющих субъекты частной охранной деятельности, и (или) объединениях работодателей, профессиональных союзах в сфере охраны и безопасности, связывается, в первую очередь, с развитием данного института в области частной охранной деятельности. С учетом того, что основное направление устанавливаемых проектом постановления требований - это повышение качества предоставляемых услуг частными охранными организациями при охране объектов бюджетного финансирования, реализация механизма саморегулирования в процессе участия частных охранных организаций в торгах. По мнению авторов, это позволит обеспечить необходимый уровень профессионального представительства рынка при взаимодействии с государством в вопросах организации охраны объектов бюджетного финансирования, а также определить наиболее авторитетных и компетентных участников рынка охранных услуг.
Отмечается, что данное требование создаст предпосылки к сокращению бюрократических барьеров и коррупциогенных факторов, возникающих при организации торгов, а также позволит реализовать иные программные задачи, изложенные в Концепции совершенствования механизмов саморегулирования, утвержденной распоряжением Правительства Российский Федерации от 30 декабря 2015 г. № 2776-р.
Альтернатива или подспорье СРО – членство в объединении работодателей или профессиональных союзах в сфере охраны и безопасности, считают инициаторы, позволит решить ряд проблем появившихся за период существования института частной охраны. В частности, в процессе применения законодательства в области частной охранной деятельности выявилась проблема, связанная с наличием массовых нарушений норм трудового законодательства со стороны руководителей частных охранных организаций по отношению к работникам такой организации.
«Такие явления, как неоформление трудовых договоров с лицами, осуществляющими охранные функции, либо оформление трудовых договоров с лицами, в действительности осуществляющими охранные функции, на другие должности (в качестве дворников, слесарей и т.п.), подмена трудовых договоров с частными охранниками гражданско-правовым и договорами, отрицание работодателем наличия трудовых отношений при фактическом осуществлении лицом функций охранника, негативно сказывается на качестве исполнения частными охранниками своих функций, создает условия для неквалифицированного или халатного отношения к своим обязанностям, а подобные нарушения в сфере охранной деятельности чреваты более серьезными отрицательными последствиями», - отмечается в проекте.
Установление данного требования предоставляет объединениям работодателей и профессиональных союзов один из инструментариев для более эффективной защиты прав и законных интересов своих членов.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru