Что нам стоит реестр заполнить?
Согласно 372-ФЗ Национальный реестр специалистов должен заработать уже 1 июля этого года. Организационные и технические трудности, что называется, у всех на слуху. Наши коллеги с информационного портала Агентство новостей «Строительный бизнес» вместе с экспертами решили затронуть еще одну сторону этого масштабного проекта - финансовую. Действительно, во что каждому отдельному специалисту и отрасли в целом обойдется занесение данных в НРС?
При подсчетах учитывались только прямые расходы - нотариальное заверение документов, почтовые отправления или оплата услуг оператора. Бумага, стоимость переезда в другой город и прочие «мелочи» в расчет не брались в силу его невозможности.
Переходим к цифрам. Учитывая, что в настоящий момент насчитывается около 100 тысяч строительных компаний, от каждой из которых в реестр необходимо включить, как минимум, двух специалистов, то получается, что отправить документы необходимо на 200 тысяч человек. Как известно, по требованию НОСТРОя заверять необходимо копию диплома и заявление о внесении в реестр.
В среднем услуга нотариуса по данному пункту обойдется приблизительно в 2000 руб. Но это лишь в том случае, если заявитель отправляет пакет документов через СРО, в которую входит его компания. И в том случае, если она имеет статус оператора НРС. Напомним, что на сегодняшний день лишь 111 СРО имеют этот статус, то есть менее половины организаций. Если специалист работает в неуполномоченной СРО, возможен вариант, по которому ему придется обратиться за услугой в «правильную» СРО. По некоторым подсчетам это тоже может встать заявителю в 500 руб.
Если заявитель, допустим, на данный момент не работает и отправляет документы в НОСТРОЙ напрямую, заверить необходимо еще и СНИЛС. Таких по некоторым подсчетам будет около 10% от общего числа желающих быть занесенным в нацреестр.
Далее необходимо оплатить почтовые расходы - отправить пакет документов заказным письмом с уведомлением о вручении. Это обойдется еще приблизительно в 500 руб. И снова лишь для тех, кто решил отправить документы самостоятельно. Для тех же, кто доверит данную процедуру СРО, затрат избежит - документы будут переданы по информационно-телекоммуникационной сети Интернет посредством разрабатываемой в настоящий момент в НОСТРОЙ программе.
Итого, на данном этапе просматриваются средние затраты на одного специалиста приблизительно в 2500 руб. Умножаем на 200 тысяч заявителей, получаем 500 млн. руб.
Далее рассмотрим трудозатраты. С учетом того, что специалист должен лично предстать перед нотариусом и получить справку об отсутствии судимости, он потратит на это, как минимум, один день. По отрасли это составит приблизительно 200 тысяч человекодней. Высчитываем заработную плату ГИПа в день из расчета его месячного заработка в размере 60 тыс. руб. и 247 рабочих дней в году и получаем сумму в 3000 руб. Итого суммарные затраты на отрасль - 600 млн. руб. Учитывая размеры и отдаленность некоторых территорий эту цифру можно увеличить процентов на 30%.
Итого, попадание в нацреестр обойдется строителям и отрасли приблизительно в 1,5 млрд. рублей.
Немалые затраты понесет и сам НОСТРОЙ. По оценкам специалистов, написание и отладка программного обеспечения обойдется НОСТРОю в сумму от 3 до 5 млн. рублей (точных цифр нет в связи с отсутствием данной информации на сайте НОСТРОя).
При этом, как следует из заявления президента НОСТРОя, предполагается снять целый этаж в офисном центре, где располагается НОСТРОЙ, и нанять 100 человек на 2 месяца для внесения сведений о соискателях в Нацреестр. Труд этих 100 человек также необходимо оплатить. Добавляем еще 6 млн рублей, а с налогами - около 10 млн. Не забудем желание оплатить услуги СРО - это еще 2-3 млн рублей.
Присланные документы нужно где-то хранить, поскольку их придется проверять, - это 200 тысяч папок средней стоимостью по 100 рублей... Аренда этажа в престижном бизнес-центре на 2 месяца с закупкой или арендой, компьютеров, столов и стульев, интернет-трафик и прочие радости потянут еще миллионов на 5.
Таким образом, НОСТРОЙ только до 1 июля потратит на создание Нацреестра более 20 млн. рублей. А затем начнется проверка достоверности документов, обслуживание ПО, не говоря уже о лицензии на защиту персональных данных. Все это потребует солидных расходов.
Остается лишь добавить, что приведенные выше расчеты проведены только по НОСТРОЙ. Во втором национальном объединении, НОПРИЗ, насчитывается около 55 тыс. компаний. Поэтому совокупные затраты заявителей и отрасли по исполнению 372-ФЗ можно смело увеличивать еще на треть.
Карпов Дмитрий
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru