1. Главная
  2. Новости
  3. Департамент ОРВ раскритиковал новый Перечень видов строительных работ
Новости

121

Департамент ОРВ раскритиковал новый Перечень видов строительных работ

 Департамент ОРВ раскритиковал новый Перечень видов строительных работДепартамент оценки регулирующего воздействия Министерства экономического развития России выдал отрицательное заключение на проект приказа Минстроя России «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства». Напомним, перечень определяет виды строительных работ, для выполнения которых юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) должно вступить в саморегулируемую организацию соответствующего вида и получить свидетельство о допуске.

В заключении содержится ряд претензий самого различного толка. В частности, ставится по сомнение обоснованность предлагаемых проектом приказа изменений с точки зрения баланса интересов субъектов строительной деятельности (заинтересованных в оптимизации расходов) и потребителей строительных услуг (заинтересованных в приемлемом уровне безопасности и качества зданий и сооружений).

По имеющимся у Минэкономразвития России данным, в Российской Федерации насчитывается 508 СРО строительного комплекса: 275 в сфере строительства, 193 в области подготовки проектной документации и 40 в сфере проведения инженерных изысканий, общее число членов которых составляет порядка 160 тыс. организаций, 113 тыс. из которых осуществляет строительство, реконструкцию и капитальный ремонт (по данным НОСТРОЙ).

Подсчитано, что затраты одной организации, намеревающейся выполнять включенные в Перечень виды строительных работ в первый год вступления в СРО составят от 395 тыс. до 754 тыс. рублей (для проектных и изыскательских компаний – от 245 тыс. до 604 тыс. рублей). В последующие годы – от 63 тыс. до 107 тыс. рублей ежегодно (без учета расходов на переобучение и переаттестацию). Расходы, связанные с оплатой страховой премии по договору страхования гражданской ответственности, в заключении учтены не были.

По примерной оценке Департамента количество организаций, для которых в соответствии с проектом акта впервые возникнет обязанность вступления в СРО, составит не менее 50 тыс. компаний. Вводимые проектом приказа новые требования потребует дополнительных расходов субъектов предпринимательской деятельности в объеме от 19,8 до 37,3 млрд. рублей в первый год после вступления в силу проекта акта и впоследствии от 3,2 до 5,4 млрд. рублей ежегодно.

Особое внимание обращается на то, что проект приказа вводит запрет на самостоятельное строительство без допуска СРО таких массовых объектов, как малоэтажные жилые дома, а также в ряде случаев: гаражей, объектов на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства или дачного хозяйства, объектов вспомогательного использования. По мнению МЭР, это приведет не только к существенным расходам субъектов экономической деятельности, но и к росту социальной напряженности.

Было отмечено, что строительные компании, для которых проектом приказа будет установлена обязанность по вступлению в СРО, в большинстве своем относятся к малым и микропредприятиям. В этой связи существует риск прекращения ими своей деятельности (переход сотрудников в качестве наемных работников в более крупные организации) из-за резко возросших расходов. Проект приказа, по мнению департамента, также существенно усложнит начало строительной деятельности новыми малыми стройкомпаниями.

Подразделение Минэкономразвития в заключении поставило под сомнение и эффективность существующей системы саморегулирования в строительстве, прежде всего – в части предупреждения причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу. Департамент приводит в подтверждение своих слов данные Ростехнадзора, которые говорят о росте числа нарушений при строительстве установленных требований безопасности. Помимо этого МЭР сетует, что каких-либо объективных данных, позволяющих прогнозировать повышение уровня безопасности строящихся объектов в случае введения проектом акта обязанности по вступлению строительных (проектных, изыскательских) организаций в СРО, в сводном отчете представлено не было. Как и информации, свидетельствующей о том, что действующее регулирование в этой части неэффективно.

Повторяется в заключении и позиция министерства, отраженная в Докладе об оценке результативности системы саморегулирования, подготовленном в 2014 году. В частности, что «развитие широкого рынка посреднических услуг в области саморегулирования в строительной отрасли – в открытой печати и в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» публикуется огромное количество объявлений, которые предлагают получение допуска саморегулируемой организации в кратчайшие сроки, без необходимости соблюдения даже минимально установленных требований, в частности по квалификационному составу и внесению оплаты в компенсационный фонд», и что степень воздействия сложившихся регулятивных механизмов на безопасность объектов капитального строительства остается незначительной, а выстроенная система гарантирования возмещения вреда до настоящего момента не востребована рынком.

Еще одним камнем в огород саморегулирования стал последний Федеральный закон от 24 декабря 2014 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О саморегулируемых организациях», принятый с целью «самоочищения» системы саморегулирования, который, как считает МЭР, привел к возрастанию административного и, в отдельных случаях, корупционного давления на СРО.

В числе причин, по которым не поддерживается внедрение нового перечня, также называется необходимость проведения общего собрания членов всеми СРО, высокие затраты (переход на новый Перечень в 2011 году по расчетам НОСТРОЙ привел к затратам строительного сообщества в размере не менее 1 млрд. рублей), не урегулированность вопросов действия выданных свидетельств о допуске на период после вступления в силу нового Перечня до их замены, прочие моменты.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
– решение проблемы предложенным способом регулирования необоснованно;
– в проекте акта содержатся положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетной системы Российской Федерации.

Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru








Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений
17.04.2024

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений

19 апреля Ассоциация Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" проведет круглый стол по теме "Гармоничное развитие исторических поселений и исторических центров регионов России".
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Возможно ли привлечение к уголовной ответственности в соответствии со ст. 171 УК РФ («Незаконное предпринимательство») строительной организации, если имеющееся у нее свидетельство саморегулируемой организации приостановлено по причине имеющейся задолженности по основным взносам СРО?

Ответ:

В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 ноября 2004 г. N 23 г. деятельность считается осуществляемой без лицензии (разрешения) и в тех случаях, когда действие лицензии (разрешения) приостановлено. Вместе с тем, для привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 171 УК РФ, наряду с приостановлением допуска необходимо также одно из следующих условий:

- преступник извлек доход в размере 1 000 000 руб. или выше;
- преступник причинил ущерб в размере 1 000 000 руб. или выше.

Таким образом, привлечение к уголовной ответственности возможно только в том случае, когда для этого имеются достаточные основания.

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Вернуть старый дизайн