ФАС предупреждает
ФАС подготовила письмо, в котором рассказала о закупкахнедвижимости, проводимых в обход законодательства. Документ указывает на то,что приобретение недвижимого имущества, которое будет создано в будущем, вместозакупки строительных работ по такому объекту неправомерно.
Письмо ФАС № ИА/93181/19 от 24.10.2019 «По вопросам обосуществлении закупок недвижимого имущества» подготовлено в целях формированияединообразной практики применения положений Федерального закона № 44 «О контрактнойсистеме в сфере закупок» и Федерального закона № 135 «О защите конкуренции».
В документе говорится о том, что приобретение недвижимости,которая будет построена в будущем, является обходом положений Закона оконтрактной системе. В частности, закупка работ по строительству объектовнедвижимого имущества осуществляется при соблюдении условий:
- членство участника закупки в саморегулируемойорганизации в соответствии с положениями градостроительного законодательства;
- размещение проектной документации;
- установление предквалификационных требований,предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации № 99 от04.02.2015.
В ФАСзаявили, что при проведении закупок по покупке объектов недвижимого имущества,которые будут созданы в будущем, указанные положения законодательства неприменяются.
Таким образом, антимонопольное ведомство квалифицируетдействия заказчиков при покупке такой недвижимости, какуклонение от проведения конкурентных процедур, предусмотренных Законом № 44.Кроме того, указанные действия органов государственной власти и местногосамоуправления квалифицируются как антиконкурентные соглашения междузаказчиками и хозяйствующими субъектами, приводящие к устранению конкуренциипри закупке объекта недвижимого имущества у «своего» подрядчика.
Еще один момент касается закупок готового объектанедвижимого имущества для обеспечения федеральных нужд, нужд субъекта РФ.Законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность осуществления закупки у единственногопоставщика созданного объекта недвижимого имущества, что часто используется дляухода от проведения конкурентных способов закупки. Так, в практике ФАС Россиивыявляет следующие обстоятельства, свидетельствующие о намеренном обходе Закона№ 44-ФЗ:
- заключение муниципального контракта доподписания соглашения о предоставлении субсидии муниципальному образованию;
- непроведение конкурентных процедур после отменыпроведения торгов, в том числе во исполнение предписания антимонопольногооргана;
- заключение контракта на более выгодных дляподрядчика условиях, по сравнению с условиями документации о ранее состоявшемсяи отмененном аукционе;
- предоставление земельного участка, строительствообъекта по заказу заинтересованных в этом лиц до принятия решения,предусмотренного п. 31 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
«Такимобразом, ФАС России обращает внимание, что при наличии каких-либо извышеперечисленных и иных обстоятельств, устанавливаемых ФАС России при рассмотренииконкретных материалов дел, свидетельствующих о намеренном «обходе» Закона оконтрактной системе, ФАС России квалифицирует указанные действия органовгосударственной власти как сговор заказчика и хозяйствующего субъекта,приводящего к обходу конкурентных процедур по закупке у «своего» подрядчикаработ по строительству объекта недвижимости и, как следствие, устранениюконкуренции на рынке строительного подряда», - говорится в письме ФАС.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru