1. Главная
  2. Новости
  3. Концепция развития аудиторской деятельности обнажила недостатки отраслевых СРО
Новости

116

Концепция развития аудиторской деятельности обнажила недостатки отраслевых СРО

 Концепция развития аудиторской деятельности обнажила недостатки отраслевых СРОМинфин России опубликовал проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации. Она была разработана в целях исполнения поручения Президента РФ от 19 декабря 2015 г. № Пр-2629 и представляет собой систему взглядов на развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2022 г.

Предваряла разработку документа серия круглых столов, посвященных обсуждению проекта. В них принимали участие представители саморегулируемых организаций аудиторов, составителей и пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторских организаций, деловых ассоциаций, государственных органов, высших учебных заведений.

Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности в России в интересах повышения ее роли в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов. Она призвана обеспечить оценку современного состояния института аудита и основных проблем его развития; определение основной долгосрочной целевой модели организации, регулирования и осуществления аудиторской деятельности; реализацию потенциала института аудита как важного элемента инфраструктуры финансовой системы; определение необходимых мероприятий по достижению цели дальнейшего развития аудиторской деятельности, последовательности и сроков их осуществления.

На сегодняшний день основными итогами развития института аудита, по мнению авторов концепции, стали:
- устойчивое функционирование рынка аудиторских услуг, имеющего значительный потенциал для дальнейшего развития;
- формирование нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности;
- создание институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка;
- организационное оформление аудиторской профессии;
- создание современной системы регистрации аудиторских организаций и аудиторов;
- создание современной системы профессиональной аттестации аудиторов;
- создание всеобъемлющей системы внешнего контроля качества работы субъектов аудиторской деятельности и воздействия на тех из них, которые нарушают установленные требования и правила;
- создание условий, обеспечивающих информационную открытость рынка аудиторских услуг;
- создание системы независимого от аудиторской профессии общественного надзора за институтом аудита;
- соответствие, в основном, института аудита в Российской Федерации международно признанной модели.

В концепции приведен анализ аудиторского рынка по состоянию на 1 января 2016 г. Основными институтами аудиторской профессии и аудиторского рынка стали: саморегулируемые организации аудиторов, единая аттестационная комиссия, Совет по аудиторской деятельности и его Рабочий орган, Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство России. В результате создания СРО аудиторов и введения обязательного членства в них завершилось организационное оформление аудиторской профессии, говорится в документе. Посредством обязательного членства в саморегулируемых организациях аудиторов на всех членов аудиторской профессии распространяются атрибуты, обеспечивающие единство и целостность данной профессии: стандарты аудиторской деятельности; кодекс профессиональной этики аудиторов; правила независимости аудиторов и аудиторской организаций; подконтрольность членов аудиторской профессии; имущественная ответственность перед потребителями аудиторской услуг и иными лицами.

В целом в стране сформирован и функционирует институт аудита, соответствующий, в основном, современной международно признанной модели организации и регулирования аудиторской деятельности. Свидетельством такого соответствия стало, в частности, присоединение российской стороны к Международному форуму независимых регуляторов аудиторской деятельности в марте 2016 г, отмечается в Концепции.

Отдельная глава документа посвящена проблемам развития аудиторской деятельности. Среди минусов, в частности, назван
низкий уровень востребованности аудиторских услуг. Одной из основных причин этого было названо отсутствие активных целенаправленных действий по разъяснению значения и ценности аудиторских услуг для эффективного ведения экономической деятельности и устойчивого развития финансовой системы пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности потребителям саморегулируемыми организациями аудиторов и государственными органами.

Негативное влияние на развитие аудиторской деятельности также оказывает ряд институциональных проблем аудиторской профессии, считают авторы. Среди них - низкая активность участия аудиторских организаций и аудиторов в деятельности СРО аудиторов, членами которых они являются; недостаточный уровень корпоративного управления в саморегулируемых организациях аудиторов; нацеленность СРО на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовой базы саморегулируемых организаций аудиторов, не позволяющая вести полноценную методическую, исследовательскую деятельность, оказывать поддержку своим членам; неоправданная конкуренция между СРО аудиторов. Также отмечается, что саморегулируемые организации аудиторов не обеспечивают необходимый количественный и качественный уровень преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации и не осуществляют должный контроль организации повышения квалификации аудиторов.

Несмотря на активизацию в последние годы международного сотрудничества в сфере аудита, уровень вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность остается низким. Участие саморегулируемых организаций аудиторов в Международной федерации бухгалтеров названо в большинстве случаев номинальным.

Авторы призывают совершенствовать механизмы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе установить на законодательном уровне право саморегулируемых организаций аудиторов выбирать способ имущественной ответственности. По их мнению, таким образом произойдет совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг. Важным условием развития рынка аудиторских услуг также было названо улучшение и укрепление взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах. Этот пункт должен стать одним из основных направлений скоординированной деятельности СРО аудиторов, подчеркивают авторы.

Основной блок концепции посвящен развитию отрасли. Дальнейшее укрепление института аудиторской профессии предполагается произвести при помощи следующих мер:
а) активизации участия субъектов аудиторской деятельности в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются;
б) сохранения возможности объединения в одной саморегулируемой организации аудиторов аудиторских организаций и аудиторов;
в) совершенствования корпоративного управления в саморегулируемых организациях аудиторов, в частности, посредством повышения роли независимых членов коллегиальных органов управления, систематической ротации членов коллегиальных и исполнительных органов управления;
г) упорядочения работы саморегулируемых организаций аудиторов по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) их членов;
д) укрепления финансовой базы саморегулируемых организаций аудиторов;
е) расширения членской базы саморегулируемых организаций аудиторов за счет представителей связанных (смежных) видов экономической деятельности при условии обеспечения в деятельности органов управления таких организаций независимости аудиторских организаций и аудиторов при осуществлении органами управления функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью;
ж) осуществления мер, направленных на привлечение молодежи в аудиторскую профессию, в частности, посредством активного сотрудничества с соответствующими высшими учебными заведениями;
з) совершенствования работы единой аттестационной комиссии, в том числе усиления подотчетности исполнительного органа управления коллегиальному органу управления при одновременном сохранении независимости первого в вопросах организации и проведения квалификационного экзамена, введения ротации членов коллегиального и исполнительного органов управления.

В целях развития контроля качества работы субъектов аудиторской деятельности внутри профессии (контроль, осуществляемый саморегулируемыми организациями аудиторов), по мнения авторов, необходимо:
а) повысить его результативность, в том числе посредством перехода от формального контроля к контролю по существу, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;
б) расширить практику осуществления саморегулируемыми организациями аудиторов мониторинга деятельности своих членов в целях выявления рисков нарушения ими правил аудиторской деятельности и предотвращения таких нарушений;
в) осуществить унификацию методик проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, принятых саморегулируемыми организациями аудиторов;
г) развивать дифференцированные контрольные подходы в отношении разных групп членов саморегулируемых организаций аудиторов;
д) обеспечить систематическое обучение и повышение квалификации штатных и нештатных контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов;
е) осуществить меры, направленные на противодействие уклонению субъектов аудиторской деятельности от прохождения внешнего контроля качества работы;
ж) разработать и внедрить систему показателей результативности работы саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы их членов;
з) усилить контроль организации и осуществления саморегулируемыми организациями аудиторов внешнего контроля качества работы их членов.

Реализацию Концепции предполагается разбить на два этапа. В первый этап (2017-2019 гг.) планируется включить неотложные меры по совершенствованию основ функционирования рынка аудиторских услуг и развитию институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка. Это меры, направленные на дестимулирование недобросовестного поведения на рынке аудиторских услуг, повышение требований к субъектам аудиторской деятельности, обслуживающим общественно-значимые организации, и внедрение действенной системы учета таких субъектов. Также должно завершиться формирования модели саморегулирования в сфере аудиторской деятельности, произойти прочие изменения.

Следующий этап (2020-2021 гг.) будет включать в себя осуществление мер по реализации новых подходов и механизмов регулирования рынка аудиторских услуг и аудиторской профессии, выработанных на первом этапе реализации Концепции; завершение приведения инфраструктуры рынка аудиторских услуг в соответствие с международно признанной практикой; разработку и принятие новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности»; иные мероприятия.

Проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации подготовлен Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности. Замечания и предложения по данному проекту могут быть направлены по электронному адресу Yuliya.Ivanova@minfin.ru. С текстом документа можно ознакомиться по этой ссылке.

Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОСТРОЙ проведет круглые столы для строительных СРО
20.03.2024

НОСТРОЙ проведет круглые столы для строительных СРО

28 марта в Москве НОСТРОЙ проведет серию круглых столов в рамках деловой программы Всероссийского съезда строительных СРО. Расскажут о цифровизации строительства, качестве строительных материалах и ценообразовании в строительстве.
НОСТРОЙ проведет заседание Совета
05.03.2024

НОСТРОЙ проведет заседание Совета

12 марта в Москве состоится Очередное заседание Совета НОСТРОЙ. Участники встречи обсудят подготовку к Всероссийскому съезду строительных СРО, рассмотрят претензии краснодарского ФКР. Информация появилась на сайте Нацобъединения.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Якутская компания, состоит в хабаровском СРО проектировщиков, в связи с отсутствием работ, хотим выйти из членов СРО. Что требуется для выхода из СРО?

Ответ:

Согласно ст. 55.7. ГрК РФ, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации; 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации.
В вашем случае достаточно заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.
Вернуть старый дизайн