Концепция развития аудиторской деятельности обнажила недостатки отраслевых СРО
Минфин России опубликовал проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации. Она была разработана в целях исполнения поручения Президента РФ от 19 декабря 2015 г. № Пр-2629 и представляет собой систему взглядов на развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации на период до 2022 г.
Предваряла разработку документа серия круглых столов, посвященных обсуждению проекта. В них принимали участие представители саморегулируемых организаций аудиторов, составителей и пользователей бухгалтерской отчетности, аудиторских организаций, деловых ассоциаций, государственных органов, высших учебных заведений.
Концепция определяет цель, основные задачи и приоритетные направления дальнейшего развития аудиторской деятельности в России в интересах повышения ее роли в общенациональной системе финансового контроля и уровня востребованности ее результатов. Она призвана обеспечить оценку современного состояния института аудита и основных проблем его развития; определение основной долгосрочной целевой модели организации, регулирования и осуществления аудиторской деятельности; реализацию потенциала института аудита как важного элемента инфраструктуры финансовой системы; определение необходимых мероприятий по достижению цели дальнейшего развития аудиторской деятельности, последовательности и сроков их осуществления.
На сегодняшний день основными итогами развития института аудита, по мнению авторов концепции, стали:
- устойчивое функционирование рынка аудиторских услуг, имеющего значительный потенциал для дальнейшего развития;
- формирование нормативно-правового обеспечения аудиторской деятельности;
- создание институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка;
- организационное оформление аудиторской профессии;
- создание современной системы регистрации аудиторских организаций и аудиторов;
- создание современной системы профессиональной аттестации аудиторов;
- создание всеобъемлющей системы внешнего контроля качества работы субъектов аудиторской деятельности и воздействия на тех из них, которые нарушают установленные требования и правила;
- создание условий, обеспечивающих информационную открытость рынка аудиторских услуг;
- создание системы независимого от аудиторской профессии общественного надзора за институтом аудита;
- соответствие, в основном, института аудита в Российской Федерации международно признанной модели.
В концепции приведен анализ аудиторского рынка по состоянию на 1 января 2016 г. Основными институтами аудиторской профессии и аудиторского рынка стали: саморегулируемые организации аудиторов, единая аттестационная комиссия, Совет по аудиторской деятельности и его Рабочий орган, Министерство финансов Российской Федерации, Казначейство России. В результате создания СРО аудиторов и введения обязательного членства в них завершилось организационное оформление аудиторской профессии, говорится в документе. Посредством обязательного членства в саморегулируемых организациях аудиторов на всех членов аудиторской профессии распространяются атрибуты, обеспечивающие единство и целостность данной профессии: стандарты аудиторской деятельности; кодекс профессиональной этики аудиторов; правила независимости аудиторов и аудиторской организаций; подконтрольность членов аудиторской профессии; имущественная ответственность перед потребителями аудиторской услуг и иными лицами.
В целом в стране сформирован и функционирует институт аудита, соответствующий, в основном, современной международно признанной модели организации и регулирования аудиторской деятельности. Свидетельством такого соответствия стало, в частности, присоединение российской стороны к Международному форуму независимых регуляторов аудиторской деятельности в марте 2016 г, отмечается в Концепции.
Отдельная глава документа посвящена проблемам развития аудиторской деятельности. Среди минусов, в частности, назван
низкий уровень востребованности аудиторских услуг. Одной из основных причин этого было названо отсутствие активных целенаправленных действий по разъяснению значения и ценности аудиторских услуг для эффективного ведения экономической деятельности и устойчивого развития финансовой системы пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности потребителям саморегулируемыми организациями аудиторов и государственными органами.
Негативное влияние на развитие аудиторской деятельности также оказывает ряд институциональных проблем аудиторской профессии, считают авторы. Среди них - низкая активность участия аудиторских организаций и аудиторов в деятельности СРО аудиторов, членами которых они являются; недостаточный уровень корпоративного управления в саморегулируемых организациях аудиторов; нацеленность СРО на решение, главным образом, узких корпоративных вопросов и задач, не имеющих общественного значения; недостаточность финансовой базы саморегулируемых организаций аудиторов, не позволяющая вести полноценную методическую, исследовательскую деятельность, оказывать поддержку своим членам; неоправданная конкуренция между СРО аудиторов. Также отмечается, что саморегулируемые организации аудиторов не обеспечивают необходимый количественный и качественный уровень преподавательских кадров для обучения аудиторов по программам повышения квалификации и не осуществляют должный контроль организации повышения квалификации аудиторов.
Несмотря на активизацию в последние годы международного сотрудничества в сфере аудита, уровень вовлеченности российской аудиторской профессии в международную деятельность остается низким. Участие саморегулируемых организаций аудиторов в Международной федерации бухгалтеров названо в большинстве случаев номинальным.
Авторы призывают совершенствовать механизмы обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемых организаций аудиторов, в том числе установить на законодательном уровне право саморегулируемых организаций аудиторов выбирать способ имущественной ответственности. По их мнению, таким образом произойдет совершенствование основ функционирования рынка аудиторских услуг. Важным условием развития рынка аудиторских услуг также было названо улучшение и укрепление взаимодействия аудиторского сообщества с сообществом пользователей аудиторских услуг и иных лиц, заинтересованных в этих услугах. Этот пункт должен стать одним из основных направлений скоординированной деятельности СРО аудиторов, подчеркивают авторы.
Основной блок концепции посвящен развитию отрасли. Дальнейшее укрепление института аудиторской профессии предполагается произвести при помощи следующих мер:
а) активизации участия субъектов аудиторской деятельности в деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, членами которых они являются;
б) сохранения возможности объединения в одной саморегулируемой организации аудиторов аудиторских организаций и аудиторов;
в) совершенствования корпоративного управления в саморегулируемых организациях аудиторов, в частности, посредством повышения роли независимых членов коллегиальных органов управления, систематической ротации членов коллегиальных и исполнительных органов управления;
г) упорядочения работы саморегулируемых организаций аудиторов по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) их членов;
д) укрепления финансовой базы саморегулируемых организаций аудиторов;
е) расширения членской базы саморегулируемых организаций аудиторов за счет представителей связанных (смежных) видов экономической деятельности при условии обеспечения в деятельности органов управления таких организаций независимости аудиторских организаций и аудиторов при осуществлении органами управления функций, непосредственно связанных с аудиторской деятельностью;
ж) осуществления мер, направленных на привлечение молодежи в аудиторскую профессию, в частности, посредством активного сотрудничества с соответствующими высшими учебными заведениями;
з) совершенствования работы единой аттестационной комиссии, в том числе усиления подотчетности исполнительного органа управления коллегиальному органу управления при одновременном сохранении независимости первого в вопросах организации и проведения квалификационного экзамена, введения ротации членов коллегиального и исполнительного органов управления.
В целях развития контроля качества работы субъектов аудиторской деятельности внутри профессии (контроль, осуществляемый саморегулируемыми организациями аудиторов), по мнения авторов, необходимо:
а) повысить его результативность, в том числе посредством перехода от формального контроля к контролю по существу, расширения практики применения риск-ориентированного подхода при планировании контрольной деятельности, увеличения объема информации, раскрываемой по результатам контрольных мероприятий;
б) расширить практику осуществления саморегулируемыми организациями аудиторов мониторинга деятельности своих членов в целях выявления рисков нарушения ими правил аудиторской деятельности и предотвращения таких нарушений;
в) осуществить унификацию методик проведения внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, аудиторов, принятых саморегулируемыми организациями аудиторов;
г) развивать дифференцированные контрольные подходы в отношении разных групп членов саморегулируемых организаций аудиторов;
д) обеспечить систематическое обучение и повышение квалификации штатных и нештатных контролеров качества саморегулируемых организаций аудиторов;
е) осуществить меры, направленные на противодействие уклонению субъектов аудиторской деятельности от прохождения внешнего контроля качества работы;
ж) разработать и внедрить систему показателей результативности работы саморегулируемых организаций аудиторов по осуществлению внешнего контроля качества работы их членов;
з) усилить контроль организации и осуществления саморегулируемыми организациями аудиторов внешнего контроля качества работы их членов.
Реализацию Концепции предполагается разбить на два этапа. В первый этап (2017-2019 гг.) планируется включить неотложные меры по совершенствованию основ функционирования рынка аудиторских услуг и развитию институтов аудиторской профессии и аудиторского рынка. Это меры, направленные на дестимулирование недобросовестного поведения на рынке аудиторских услуг, повышение требований к субъектам аудиторской деятельности, обслуживающим общественно-значимые организации, и внедрение действенной системы учета таких субъектов. Также должно завершиться формирования модели саморегулирования в сфере аудиторской деятельности, произойти прочие изменения.
Следующий этап (2020-2021 гг.) будет включать в себя осуществление мер по реализации новых подходов и механизмов регулирования рынка аудиторских услуг и аудиторской профессии, выработанных на первом этапе реализации Концепции; завершение приведения инфраструктуры рынка аудиторских услуг в соответствие с международно признанной практикой; разработку и принятие новой редакции Федерального закона «Об аудиторской деятельности»; иные мероприятия.
Проект Концепции дальнейшего развития аудиторской деятельности в Российской Федерации подготовлен Рабочим органом Совета по аудиторской деятельности. Замечания и предложения по данному проекту могут быть направлены по электронному адресу Yuliya.Ivanova@minfin.ru. С текстом документа можно ознакомиться по этой ссылке.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru