Мелкие предприятия стройотрасли вступают в СРО
Уже с первого января в силу вступили законы, внедряющие и переводящие стройотрасль РФ на систему СРО. Согласно новым законам, с первого числа государственные лицензии потеряли свою силу, законно работать внутри стройотрасли могут лишь фирмы и предприятия, вступившие в саморегулируемые организации и получившие свидетельства о допусках СРО. Вступать в СРО должны все, от мала до велика, размеры предприятий роли не играют. Однако разница все же присутствует. Разделение предприятий по размерам осуществляется исходя из годовых оборотов предприятий, а также количества сотрудников. Если ежегодный оборот предприятия не превышает ста миллионов рублей, и в состав предприятия входит менее ста человек, то предприятие считается малым, если в предприятии насчитывается не более пятнадцати человек, то его относят к разряду микро-фирм.
Согласно статистике, стройотрасль страны представляет собой порядка шестидесяти тысяч действительно функционирующих предприятий, семьдесят процентов из них относятся к разряду мелкого предпринимательства. В районе двадцати тысяч стройорганизаций принадлежащих к мелкому предпринимательству вступили в СРО. Еще десять тысяч мелких фирм вступили в НП, по-прежнему не прошедших процедуру государственной регистрации. Компаниям, вступившим в такие объединения, будут выданы свидетельства СРО сразу после того, как партнерства будут внесены в списки СРО.
Это не единственная причина, по которой в 2010 году СРО будут пополняться новыми участниками. Сперва, стоит обратить внимание на участников рынка принципиально не вступавших в СРО и ожидающих увеличения СРОков действия старых лицензий, как известно желанию данных предприятий было суждено не материализоваться, т.к. 25.11.2009 года Д.Медведевым был утвержден законопроект, прекращающий с нового года действие всех строительных лицензий. Затем можно выделить участников рынка, в сферу деятельности которых не входят работы, выполнение которых требует обязательного членства в СРО, со временем это изменится, и они также будут вынуждены вступать в СРО.
Если подсчитать процент мелких предприятий вступивших в строительные СРО, то цифра будет приближена к семидесяти процентам. Чуть менее тридцати процентов занимают средние по размеру предприятия. Иными словами крупные игроки, вступившие в саморегулируемые организации, занимают лишь пять процентов от общего числа членов СРО. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, в корне опровергающий и развеивающий бытующие мнения, согласно которым система СРО изживает мелких предпринимателей и лоббирует интересы крупных компаний. Более того, представители мелких фирм и предприятий вступают в саморегулируемые организации намного активней своих старших братьев.
Последнее время актуальна тема введения гибкой системы внесения средств в резервные фонды СРО для компаний различного масштаба. Сейчас эта ставка фиксирована и равна тремстам тысячам рублей для всех потенциальных участников строительных СРО. Мнения предпринимателей разделились на два лагеря. Кто-то считает нынешнюю ставку чрезмерно завышенной, а кто-то говорит, что и этого слишком мало. Рассуждая логично и опираясь на данные по аварийным объектам и ситуациям можно сделать вывод, что даже трехсот тысяч рублей и близко не хватит для полно возмещения ущерба. Для того чтобы сократить сумму отчислений в резервные фонды СРО нужно изменить сами законы, однако без каких-либо весомых причин этого сделать никто не позволит. Грубо говоря, резервный фонд СРО является своеобразным гарантом качества деятельности участников того или иного партнерства, ведь даже если предприятие и нанесет ущерб заказчику, компенсироваться ущерб будет как раз из этого фонда, то есть уменьшая отчисления в резервный фонд , повышаются риски. Урегулировать вопрос высоких отчислений в фонды СРО можно лишь по средствам разработки и становления четкой продуманной системы страхования гражданской ответственности. До тех пор, пока этого не произойдет, размышлять о сокращении либо увеличении отчислений нет резона, в противном случае пострадают лишь потребители и заказчики, компенсация которым не будет осуществлена в полной мере. Помимо отчислений в резервные фонды СРО есть еще начальные и ежегодные отчисления. По закону саморегулируемые организации в индивидуальном порядке устанавливают их размеры.
Дальнейшая деятельность мелкого и среднего предпринимательства вплотную зависит от списка особо опасных и технически сложных видов работ влияющих на безопасность объектов капстроительства. В последнее время ведется много разговоров об уменьшении видов работ содержащихся в списке с восьмисот до четырехсот. Минрегион разработавший и утвердивший данный список против, однако, ФАС, ОПОРА России и Минэкономразвития настаивают на уменьшении списка.
В случае, если ходатайство зачинщиков сокращения списка будет удовлетворено, саморегулируемые организации будут не в состоянии полностью регулировать и следить за безопасностью стройотрасли, в таком случаи внедрение системы СРО станет бесполезным и неэффективным решением, ведь не малая часть участников рынка получит возможность работать бесконтрольно, не вступая в СРО и не неся ответственности. Как следствие возрастут и риски. Ко всему прочему участникам партнерств станет очень сложно противостоять подобным организациям, ведь стоимость работ, не вступавших в СРО фирм будет намного ниже, чем у участников СРО, вместе с тем будет ниже и качество, но как показала практика данный показатель мало кого смущает.
Если список опасных видов работ не урежут, система СРО сможет раскрыть свой потенциал и стабилизировать ситуацию внутри стройотрасли. Что пойдет на пользу всем сторонам, застройщикам, потребителям и партнерствам.
В любом случае, мелкое предпринимательство – жизненно важный сегмент для нормальной работы стройотрасли. Не будь в стране мелких стройорганизаций, не было бы и строительного рынка.