МЭР предлагает создать единую СРО операторов подвижных ж/д составов
Министерство экономического развития разработало проект документа «Целевая модель рынка грузовых железнодорожных перевозок на период до 2020 года». Одним из предложений МЭР стало создание условий «для развития единой саморегулируемой организации в сфере оперирования подвижным составом». Однако эта идея, как и сама концепция развития отрасли, получила нелестные отзывы. В частности, на этот счёт высказался Фарид Хусаинов, заместитель председателя Некоммерческого партнёрства операторов железнодорожного подвижного состава, кандидатов экономических наук, доцент РОАТ МИИТ. В анализе проекта он отмечает, что данное предложение неоднократно обсуждалось в последние несколько лет. По итогам любых обсуждений признавалась нецелесообразность единого СРО с обязательным участием.
«Что бы пояснить чем опасны «единые стандарты» для совершенно разных участников – мелких, крупных, средних, кэптивных, региональных, сетевых и т.д. – вспомним старую басню про журавля и лисицу. Если СРО примет обязательный для всех стандарт, что каша должна быть размазана по тарелке, то лисы выиграют, а журавли останутся голодными, если – наоборот, стандарт предпишет всем питаться из кувшина с тонким горлышком, то журавли будут хорошо питаться, а лисы – вымрут. Единые стандарты в сфере, где именно различие бизнес-практик является залогом конкурентоспособности, приведёт к уничтожению, в первую очередь, самых эффективных бизнес-практик», - отмечает риски создания единой СРО Фарид Хусаинов.
Также среди основных рисках этого предложения называется сам факт монополизации и отсутствия конкурирующих СРО. В случае несогласия с теми или иными решениями СРО, например с картельным соглашением о поддержании общей цены, у компании-оператора не будет возможности перейти в другую СРО. А возможность ухода в подобных случаях, по словам зампреда НП ОЖдПС, является важнейшим способом поддержания высокого уровня предоставляемых услуг.
Помимо прочего, как отмечается в анализе, единое СРО уничтожает принцип добровольности. Это опасно тем, что у малых и средних операторов и у крупных операторов могут быть принципиальные расхождения по отдельным видам обязательств, которые могут взять на себя участники СРО. В этих условиях, возможно принятие таких стандартов оказания услуг, которые будут «подыгрывать» одним участникам и ставить других в искусственно невыгодное положение; а учитывая, что это будет осуществляться не рыночными, а административными методами, в результате – как это всегда бывает в таких случаях – пострадают грузоотправители, для которых сократится спектр предоставляемых услуг, различных по соотношению «цена-качество», заключает эксперт.
Наконец, представитель партнёрства считает неизбежным рост тарифов. «Для операторов это, в общем, не плохо, а вот для грузоотправителей, для потребителей их продукции, для российской промышленности в целом, это будет сильным ударом. И здесь регуляторы должны понимать, что снижение промышленного производства и рост безработицы – будут прямой платой за создание единого СРО», - заявляет он.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru