Минэк станет учитывать мнение СРО арбитражных управляющих?
Правительство России 30 августа на своем сайте опубликовало Единыйплан первоочередных мероприятий Российской трехсторонней комиссии на 2-еполугодие 2019 года. Документ утвержден вице-премьером Татьяной Голиковой. Изего содержания следует, что законопроекты, связанные с деятельностью арбитражныхуправляющих, будут рассматриваться при непосредственном участии общероссийских объединенийпрофсоюзов и работодателей. Таким образом будут рассматриваться законопроекты,находящиеся как в Госдуме, так и в Правительстве. В беседе с отраслевым порталом Президент Российского антикризисногосоюза Михаил Сачёв сообщил о том, что саморегуляторы также смогут участвовать вобсуждении отраслевых законопроектов.
Саморегуляторы смогут принять участие в рассмотрении отраслевыхзаконопроектов благодаря объединению в Российский антикризисный союз (Росанти),созданныйеще весной текущего года. Таким образом, уже этой осенью впервые Минэкономразвития,арбитражные управляющие и их саморегулируемые организации сядут за общий стол переговоров,чтобы обсудить поправки.
В беседе с журналистами Президент Росанти Михаил Сачёвотметил, что Российская трехсторонняя комиссия существует довольно длительныйсрок. Теперь блок поправок, касающихся банкротства, будет проходить через этукомиссию, что сделает мнение профессионального сообщества более значимымпрактически на всех стадиях обсуждения законопроектов.
«Раньше мы почти о 90% новаций в нашей отрасли узнавали чутьли не после публикации в «Российской газете». Так что это, безусловно, большойшаг вперед. Насколько это будет эффективно, сложно сказать. Решения комиссии,конечно, подлежат рассмотрению органами государственной власти, но мне покасложно сказать, насколько они будут весомы», - отметил Михаил Сачёв.
На вопрос о взаимодействии Минэка и саморегуляторов, глава Росантиотметил, что Министерство воспринимало как арбитражных управляющих, так и СРО вроли несущественных инстанций.
«Сейчас, за счет включения этого механизма, у нас разговорбудет строиться не как с начальством, а как с партнером. Это важно. Не «мырешили, а ты делай», а надо обсудить, прежде чем что-то решить. Еще во времяпринятия решения можно внести предложения, что-то изменить. Думаю, что работабудет конструктивной.
Поймите: любое объединение воспринимается как собеседникрангом пониже. При этом нельзя сказать, что они совсем не вели никакогодиалога. Но это было так – «мы подумали, и я решил». Они могли нас послушать –и не более того. Это часто походило на глас вопиющего в пустыне. Нам хотелось,чтобы разговор был на равных, а Минэку не нужна еще одна сторона, с которойнадо считаться», - пояснил Михаил Сачёв.
Кроме того, он рассказал о причинах, подтолкнувших саморегуляторовк созданию Российского антикризисного союза.
«Мы искали формат, который помог бы по-новому посмотреть настарые проблемы. По сути, что такое существующие СРО арбитражных управляющих –это союзы, которые работают на основе двух нормативных актов: закона обанкротстве и закона о СРО. А мы попытались в эту юридическую конструкциюпривнести еще законы: о профсоюзах, об объединениях работодателей, отрехсторонней комиссии, то есть более широко посмотреть на нашу деятельность.Наша организационно-правовая форма – Общероссийское отраслевое объединениеработодателей. Потому что в этот союз входят не только СРО арбитражныхуправляющих, но и коллегии адвокатов, например. Росанти – это, по сути,представитель работодателей целой отрасли. Так что это новый взгляд. Чтобыизменить систему, надо на нее посмотреть по-другому. Это не просто новый союз,а союз, который основан на более широкой нормативно-правовой базе. Например,некоторые вообще не видят здесь признаков трудовых отношений, мы их видим,пытаемся их доказать. Это часто поднимаемая и больная тема – арбитражныйуправляющий не имеет права болеть в принципе, не имеет права ходить в отпуск,иначе надо выходить из процедуры банкротства, и на работе должен быть 24 часа всутки, на пенсию может вообще не рассчитывать.
Подчеркну, Росанти – это не конкурент старых союзов, этосовершенно другое объединение, построенное на другой платформе. И мы не считаемроссийский союз или национальный союз антагонистами, противниками. Нет. Ониидут своей дорогой, мы – своей. Время покажет, кто окажется прав», - подчеркнулспикер.
На вопрос о том, почему арбитражные управляющие и СРО немогли объединить позиции, Михаил Сачёв заявил, что не считает их интересы отличнымидруг от друга.
«Это две стороны одной медали. Когда начинаешь разбиратьсясо стороны арбитражного управляющего, то на первый план выходят вопросысоциальной защищенности. А когда со стороны СРО – то важным становится другое.Это два уровня защиты. Есть защита индивидуальная (профсоюз), а естьколлективная (союз и СРО). Конечно, существует проблема: некоторые СРО по сутине являются саморегулируемыми организациями, это частный бизнес конкретногочеловека. И механизмы, предусмотренные законом о СРО, там не работают. Человекпринимает единолично решения, и не в интересах арбитражных управляющих, а всвоих собственных. Так что конфликты есть, но они нормативные, а не правовые.Иной раз личностные. К тому же так сложилось, что у нас почти 80% руководителейзанимают посты по 20-25 лет. Это бывшие руководители Федеральной службы поделам о несостоятельности и банкротству. Понятно, что они не дают другимпродвигаться.
У нас – в Уральской саморегулируемойорганизации арбитражных управляющих – уже четыре президента поменялось, а внекоторых СРО как был один с 90-х годов, так и остается. Плюс на общую ситуациюнакладывается высокая коллективная материальная ответственность за неправовоедействие или бездействие конкретного лица. Особенно в больших СРО. Конечно, этораздражает: я честный, а какой-то нечистый на руку человек, который находитсягде-то там за тысячу километров, принес убыток, а я должен за него платить. Ночасто бывают и несправедливые привлечения к ответственности», - резюмировал МихаилСачёв.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru