Над селекцией строителей саморегуляторы работают недостаточно?
На данный момент, деятельность саморегулируемых организаций не слишком эффективна. В равной степени это касается как допуска строителей к работам, так и формирования реестра специалистов. Такого мнения придерживается заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков.
За последние годы строительные саморегуляторы пережили несколько реформ к ряду. Правда, пережили их далеко не все. Но, так или иначе, оставшиеся на рынке в большинстве своём выстроились по региональному принципу, сформировали сразу два компенсационных фонда: возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств. Однако констатировать тот факт, что на рынке воцарился закон и порядок пока, к сожалению, не приходится. По крайней мере, определённые сомнения по этому поводу выразил в интервью Российской газете заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Дмитрий Волков.
Так в чём же власть упрекает СРО? В первую очередь, речь о том, что работают над допуском строителей к профильным работам саморегуляторы не достаточно усердно. Точнее, не слишком строго фильтруют исполнительных участников от недобросовестных, не слишком доходчиво разъясняют своим членам «что такое хорошо, и что такое плохо». А дело всё в том, по мнению замминистра строительства и ЖКХ РФ, что рычагов влияния у СРО недостаточно, либо они применяются «спустя рукава». На данный момент система влияния на участников со стороны СРО не налажена ни у строителей, ни у проектировщиков с изыскателями.
Решить эту проблему возможно при более тесном сотрудничестве саморегулируемых организаций с органами надзора.В частности, по мнению Дмитрия Волкова, необходимо, чтобы СРО оперативно реагировали на тревожные звонки, поступающий от надзорных органов. Например, в случае, когда компании предъявляются обоснованные претензии со стороны надзорного органа, саморегулируемая организация, под крылом которой находится проштрафившийся участник, должна иметь полномочия и реальные возможности предъявить к нему определённые санкции, будь то увеличение взноса в компенсационные фонды или даже устранение с рынка.
Второй момент — формирование реестра специалистов. По мнению замминистра строительства и ЖКХ РФ, именно СРО должны заниматься формированием данных «списков» и на сегодняшний день в этой сфере также полно проблем. По сути, реестры хоть и формируются, но исключительно по формальным принципам, что не может не сказываться на качестве «продукта».
«Туда записаны люди по формальным характеристикам — стаж, опыт и образование. То есть, имеешь строительное образование, 10 лет отработал — ты специалист. А если 9,5 года отработал и у тебя техническое образование — не специалист. Это рождает множество перекосов и совершенно никак не учитывает требования жизни. Сейчас у людей огромная вертикальная мобильность, они переобучаются, переквалифицируются, необязательно получая высшее профильное образование», — считает Дмитрий Волков.
Чтобы ликвидировать этот глобальный пробел, необходимо пересмотреть принципы формирования системы квалификаций в строительной сфере. По мнению замминистра строительства и ЖКХ РФ, она должна строиться на базе Национальной системы квалификаций, а по специальностям, которые оказывают существенное влияние на безопасность — уже на базе государственной аттестации.
«В отношении экспертов у нас есть государственная аттестация, по этой же аналогии мы планируем аттестовывать главных инженеров и главных архитекторов проектов, главных технологов и главных изыскателей. Чтобы все эти люди допускались к процессу государством, а к допуску прилагалась ответственность за принимаемые решения», — отмечает Дмитрий Волков.
Ксения Иванова-Погребняк
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru