НОСТРОЙ теперь под надзором у Минстроя строго по регламенту
Хотя формально, согласно недавно изданному приказу, прав у министерских проверяющих меньше, чем обязанностей, но вряд ли аппаратчикам НОСТРОЙ от этого будет легче.
3 июня Минюст зарегистрировал приказ Минстроя от 11 мая 2016 года, согласно которому утвержден Административный регламент по госконтролю за деятельности национальных объединений саморегулируемых организаций, имеющих право выдачи свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капстроительства. Таким образом в этом документе речь идет о контроле Минстроя за работой Национального объединения строителей.
Предметом госконтроля, в соответствии с этим регламентом, является соблюдение национальными объединениями саморегулируемых организаций (то есть фактически НОСТРОЕМ) требований, установленных Градостроительным кодексом РФ. Хотя, согласно этому документу, прав у министерских проверяющих гораздо меньше, чем обязанностей, но вряд ли аппаратчикам НОСТРОЙ от этого будет легче. Далее наш портал цитирует, на наш взгляд, наиболее важную часть этого документа, а полностью регламент можно прочитать здесь.
«Права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля
8. Должностные лица вправе:
1) направлять запросы руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю национального объединения саморегулируемых организаций, членам национального объединения саморегулируемых организаций, организациям и учреждениям по вопросам программы проверки;
2) получать письменные объяснения, справки и сведения от руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя национального объединения саморегулируемых организаций или должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, членов национальных объединений саморегулируемых организаций по вопросам, возникающим в ходе проверки, заверенные копии документов, необходимые для проведения проверки;
3) осуществлять полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также настоящим Административным регламентом.
9. Должностные лица обязаны:
1) проводить выездную проверку только во время исполнения служебных обязанностей, при предъявлении служебного удостоверения, копии приказа Министерства о назначении проверки и, в случае внеплановой выездной проверки -копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры;
2) организовать и провести проверку в соответствии с ее программой;
3) организовать выезд и работу проверяющих в условиях выездной проверки;
4) взаимодействовать с органами управления, специализированными органами, должностными лицами и членами национального объединения саморегулируемых организаций;
5) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований Градостроительного кодекса Российской Федерации;
6) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы национального объединения саморегулируемых организаций, в отношении которого проводится проверка;
7) проводить проверку на основании приказа Министерства о ее проведении в соответствии с ее назначением;
8) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю национального объединения саморегулируемых организаций присутствовать при проведении проверки, а также предоставлять возможность давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
9) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю национального объединения саморегулируемых организаций, присутствующему при проведении проверки, информацию и копии документов, относящиеся к предмету проверки;
10) знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя саморегулируемых организаций с результатами проверки;
11) учитывать при определении мер воздействия, принимаемых по фактам выявленных нарушений, их соответствие тяжести нарушений, а также не допускать необоснованного ограничения прав национального объединения саморегулируемых организаций;
12) соблюдать сроки проведения проверки;13) не требовать от национального объединения саморегулируемых организаций документов и иных сведений, не относящихся к предмету проверки;
14) непосредственно перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя объединения саморегулируемых организаций ознакомить его с настоящим Административным регламентом;
15) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
16) контролировать работу проверяющих и результаты проверки в соответствии с требованиями настоящего Административного регламента;
17) поставить задачи перед привлеченными к проверке экспертами, экспертными организациями;
18) информировать о промежуточных результатах и возникших проблемах при проведении проверки руководство ответственного структурного подразделения Министерства;
19) информировать об итоговых результатах проверки руководство ответственного структурного подразделения Министерства и руководство Министерства;
20) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании национальным объединением саморегулируемых организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
10. При осуществлении государственной функции должностные лица имеют право осуществлять полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами в сфере инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также настоящим Административным регламентом.
11. Должностные лица при осуществлении государственной функции обязаны:
1) проводить выездную проверку только во время исполнения служебных обязанностей, при предъявлении служебного удостоверения, копии приказа Министерства о назначении проверки и, в случае внеплановой выездной проверки - копии документа о согласовании проведения проверки с органами прокуратуры;
2) проводить проверку в соответствии с ее программой;
3) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований Градостроительного кодекса Российской Федерации;
4) соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы национального объединения саморегулируемых организаций, в отношении которого проводится проверка;
5) проводить проверку на основании приказа Министерства о ее проведении в соответствии с ее назначением;
6) не препятствовать руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю национального объединения саморегулируемых организаций присутствовать при проведении проверки, а также предоставлять возможность давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
7) предоставлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю национального объединения саморегулируемых организаций, присутствующему при проведении проверки, информацию и копии документов, относящиеся к предмету проверки;
8) учитывать при определении мер воздействия, принимаемых по фактам выявленных нарушений, их соответствие тяжести нарушений, а также не допускать необоснованного ограничения прав национального объединения саморегулируемых организаций;
9) соблюдать сроки проведения проверки;
10) не требовать от национального объединения саморегулируемых организаций документов и иных сведений, не относящихся к предмету проверки;
11) непосредственно перед началом проведения выездной проверки по просьбе руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя ознакомить их с настоящим Административным регламентом;
12) осуществлять запись о проведенной проверке в журнале учета проверок;
13) информировать о промежуточных результатах и возникших проблемах при проведении проверки руководителя ответственного структурного подразделения Министерства;
14) информировать об итоговых результатах проверки руководителя ответственного структурного подразделения Министерства;
15) доказывать обоснованность своих действий при их обжаловании национальным объединением саморегулируемых организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю
12. Права и обязанности национального объединения саморегулируемых организаций, в отношении которого осуществляется государственная функция:
1) руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель национального объединения саморегулируемых организаций при проведении проверки имеет право:
а) непосредственно присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
б) получать от проверяющих информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
в) знакомиться с результатами проверки и указывать в акте проверки о своем ознакомлении с результатами проверки, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц;
г) обжаловать действия (бездействие) должностных лиц, повлекшие за собой нарушение прав национального объединения саморегулируемых организаций при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
д) обращаться в органы прокуратуры с просьбой принести протест на противоречащие законодательству Российской Федерации нормативные правовые акты, на основании которых осуществляется государственная функция;
е) на возмещение вреда, причиненного вследствие действий (бездействия) проверяющих при осуществлении государственной функции;
ж) привлекать Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей либо уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации к участию в проверке;
2) руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель национального объединения саморегулируемых организаций при проведении проверки обязан:
а) присутствовать при осуществлении государственной функции или обеспечить присутствие должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению требований Градостроительного кодекса Российской Федерации;
б) предоставлять заверенные национальным объединением саморегулируемых организаций копии документов, необходимых для проведения проверки;
в) не препятствовать осуществлению государственной функции, не уклоняться от осуществления государственной функции, исполнять в установленный срок предписания Министерства…»
Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru