НОПРИЗ за максимальную передачу функций государства саморегулированию
Национальное объединение изыскателей и проектировщиков сегодня опубликовало на своем портале проект концепции «Стратегии инновационного развития строительной отрасли до 2030 года».
Проект разработан НОПРИЗ по поручению Минстроя, согласно решению, принятому 4 марта 2014 года президиумом Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России.НОПРИЗ выносит этот документ на обсуждение профессионального сообщества. Все заинтересованные лица могут направить свои замечания и предложения по проекту в аппарат НОПРИЗ до 15 сентября 2015 года.
По мнению разработчиков концепции, анализ выполняемых государством функций по управлению стройиндустрией позволил сделать вывод о необходимости: во-первых, их оптимизации на регулярной основе; а во-вторых, максимальной их передаче институтам подобным саморегулированию.
Согласно данным НОПРИЗ, на 1 января 2014 года в России было зарегистрировано около 218 тысяч строительных организаций и предприятий, из них 214 тысяч являются частными. При этом в СРО состоит 121 тысяча членов, то есть примерно 56% всех строительных организаций. По состоянию на 1 июля 2015 г. в госреестре было зарегистрировано 511 саморегулируемых организаций. Из них 40 СРО изыскателей, 194 СРО проектировщиков и 277 СРО строителей. Общая сумма их компенсационного фонда составляет свыше 70 млрд. рублей.
Как считают авторы проекта, анализ становления института саморегулирования в строительстве показывает, с одной стороны, что функции и полномочия, предоставленные саморегулируемым организациям, реализуются не в полной мере. А с другой стороны, отдельных полномочий не хватает, либо они излишне забюрократизированы. Это касается таких важных процедур, как исключение из членов СРО, применение мер дисциплинарной ответственности к руководителям СРО.
Кроме того, из системы саморегулирования на обязательной основе выпали такие важные сферы деятельности, как комплексное освоение территорий путем малоэтажного жилищного строительства, ландшафтное строительство, подготовка документов территориального планирования и градостроительного зонирования, исполнение функций заказчика строительства. А также ряд других видов работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства. Возложенная на институт саморегулирования обязанность по контролю за регулярным повышением квалификации специалистов отрасли сегодня носит формальный характер и не оказывает влияния на качество образования.
Проект концепции инновационного развития стройиндустрии исходит из того, что за счет реализации целого комплекса мер к 2030 году удастся добиться: во-первых, роста производительности труда в строительной отрасли РФ в два раза, а во-вторых, повысить в нашей стране индекс качества градостроительной среды до среднеевропейского уровня. При этом особое внимание в стратегии уделяется сокращению административных барьеров для всех участников строительной отрасли, а также упрощению процедур их взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления.
По мнению разработчиков стратегии, потенциал института саморегулирования до сих пор используется не в полной мере. При этом не соблюдается баланс прав и ответственности СРО. Тем не менее эффективность этого института (в том числе за счет самофинансирования) выше, чем у государственного управления строительной отраслью.
В связи с этим в стратегии говорится о том, что систему финансирования и регулирования отраслью, подготовки кадров, отраслевой науки, государственного контроля (стройнадзор, госэкспертиза) и регулирования (техническое регулирование, стандартизация и ценообразование) нужно в ближайшем будущем переориентировать на самофинансирование и саморегулирование.
С этой целью в документе ставятся задачи:
1. по дальнейшему развитие системы саморегулирования строительной отрасли;
2. обеспечению эффективного применения механизмов саморегулирования и повышения ответственности строительного бизнеса перед обществом;
3. постепенному расширению полномочий и функций института саморегулирования;
4. переводу на саморегулирование (на обязательной основе) строительного надзора; экспертизы; организаций, осуществляющих комплексную малоэтажную застройку; и заказчиков строительства;
5. формированию внутри института саморегулирования системы аттестации специалистов (архитекторов, инженеров) и допуска их на рынок.
Владимир Брюков
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru