Новогодний аврал, или зачем НОСТРОЙ собирал данные
Из-за того, что не все ностройевские чиновники читают пролоббированные ими же законы, подготовленные сотрудниками СРО сведения о своих членах для единого реестра, до сих пор остаются невостребованными.
Грозная ностройевская бумага
29 декабря 2014 года, когда персонал саморегулируемых организаций уже строил планы о том, куда поехать отдыхать на январские каникулы, в бюрократических недрах НОСТРОЙ за подписью одного из его многочисленных клерков родилась грозная бумага, озаглавленная, впрочем, как обычный рутинный запрос.
Увы, клерк, подготовивший этот документ, оказался человеком весьма любопытным, а потому и отправленный им запрос получился настолько обширным, что бедным сотрудникам СРО пришлось срочно отложить свой новогодний отдых. И провести все январские выходные за рабочим столом в своем офисе.
Хотя, на первый взгляд, содержимое грозной ностройевской бумаги носило вполне заурядный канцелярский характер: «… «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство… в соответствии с частями 8, 8.1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации… просит вас представить информацию в единый реестр членов саморегулируемых организаций в области строительства. Необходимо представить сведения, установленные пунктами 1, 2, 4 и 6 части 2 статьи 55.18 Кодекса, с момента регистрации саморегулируемой организации в государственном реестре саморегулируемых организации. Информацию на электронном и бумажном носителях направить в Объединение в срок до 30 января 2015 года…».
При этом любознательные аппаратчики НОСТРОЙ: во-первых, почему-то захотели получить ряд сведений, не предусмотренных Градостроительным кодексом РФ и 315-ФЗ; а, во-вторых, потребовали у саморегулируемых организаций представить сведения не в имеющейся практически у всех программе Excel, а в Access. В результате персонал СРО по поводу этой ностройевской бумаги, пришедшей в самый канун Нового года, сначала возмутился, а потом, увидев в самом конце письма грозное предупреждение: «Не предоставление реестра является основанием для исключения из реестра СРО», решил смириться и, засучив рукава, взяться за дело.Поэтому, заполняя с десяток ностройевских таблиц сведениями о сотнях и тысячах своих членов, им пришлось вручную вводить данные в Access из Excel и с бумажных носителей, писать программы по переходу из 1С в Access.... А многим саморегулируемым организациям, дабы справиться с обрушившимся на них валом работы, пришлось даже нанимать дополнительных сотрудников.
Благодаря стахановским методам работы почти 80% СРО, поверивших грозной ностройевской бумаге, смогли в установленный срок предоставить информацию в единый реестр членов саморегулируемых организаций. Хотя, справедливости ради стоит признать, что далеко не все из них сумели на все сто процентов удовлетворить любознательность ностройевских чиновников.
И только 59 самых умных саморегулируемых организаций, решивших «по пустякам» не прерывать свой январский отдых, написали в НОСТРОЙ гарантийные письма о том, что они обязательно предоставят эти сведения, но только немного позднее. Ну а самые смелые из них вообще рискнули ни дать никакой информации. И надо сказать, оказались правы…
Почему устроенный ностройевскими чиновниками аврал оказался бесплодным
О том, что с грозной ностройевской бумагой что-то неладно, самые искушенные в дебрях саморегулирования руководители СРО догадались уже 12 января. То есть в самый разгар своей лихорадочной работы по заполнению ностройевских таблиц для реестра. Потому что в этот день на сайте НОСТРОЙ появилась вот такая весьма любопытная информация: «Национальное объединение строителей сообщает, что Ростехнадзор разместил на Едином портале для размещения информации о разработке федеральными органами исполнительной власти проектов нормативных правовых актов и результатов их общественного обсуждения текст проекта приказа «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций». Данный проект приказа направлен на установление единообразия при направлении саморегулируемыми организациями соответствующих сведений, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, подлежащих внесению в Единый реестр членов саморегулируемых организаций, ведение которого осуществляется Национальным объединением строителей.Дата проведения публичного обсуждения: 12.01.2015 – 27.01.2015».
Иначе говоря, сотрудников СРО сразу же после окончания длинных январских выходных призвали заняться двумя взаимоисключающими друг друга занятиями. С одной стороны, они вплоть до 30 января 2015 года должны были по-стахановски заполнять по приказу НОСТРОЙ сведения для единого реестра членов СРО. А с другой стороны, с 12 января по 27 января 2015 года обсуждать проект приказа Ростехнадзора «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций».
А между тем, если бы чиновники НОСТРОЙ внимательно прочитали бы пролоббированный ими же федеральный закон за N 359-ФЗ от 24 ноября 2014 года, внесший поправки в Градостроительный кодекс, то, наверное, поняли бы, что грозную бумагу от 29 декабря 2014 года им вообще не стоило бы подписывать. Поскольку в пункте 8 части 8 статьи 55.20 кодекса они могли бы прочитать: «Основными функциями национальных объединений саморегулируемых организаций являются: …8) ведение единого реестра членов саморегулируемых организаций, ФОРМА КОТОРОГО УТВЕРЖДАЕТСЯ ОРГАНОМ НАДЗОРА ЗА САМОРЕГУЛИРУЕМЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ…». Иначе говоря, без утвержденной Ростехнадзором формы единого реестра январский аврал с самого начала не имел никакого смысла.В связи, с этим становится совершенно излишним вопрос о том, почему на сайте НОСТРОЙ так и не появился единый реестр членов СРО? Как впрочем, и вопрос о том, почему до сих пор оказались абсолютно невостребованными сведения, подготовленные в ходе январского аврала, устроенного ностройевскими чиновниками для персонала СРО? Тем более что с тех пор уже прошло почти три месяца…
Зная любовь аппаратчиков НОСТРОЙ загружать других работой, хочу посоветовать им в этот раз не спешить с изданием новой версии грозной бумаги, тем более в канун майских праздников. Поскольку для того, чтобы сведения о более чем 116 тысячах членах СРО в едином реестре были на 100% актуальны и достоверны, их ни в коем случае нельзя вносить вручную. Для заполнения единого реестра нужна автоматизированная система электронного взаимодействия саморегулируемых организаций с НОСТРОЙ и Ростехнадором.
Поэтому прежде чем повторно озадачивать саморегулируемые организации заполнением единого реестра их членов, НОСТРОЙ сначала должен провести открытый и честный конкурс по выбору поставщика необходимого программного обеспечения. И только после этого приступать к работе.
Владимир Брюков
Специально для Информацинного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru