НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» готово взять под контроль утилизацию автомобилей
России требуется системный подход к реализации программы утилизации транспортных средств. При системном подходе учитываются интересы всех задействованных групп в жизненном цикле автомобиля – от производства сырья для последующего создания машины, ее первичной продажи через дилера, эксплуатации автолюбителя и до его утилизации шредерным заводом. Только таким образом можно будет не только помочь автопрому в сбыте новых машин, но и отстроить новую отрасль авторециклинга, считают в Некоммерческом партнерстве «Национальная саморегулируемая организация переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств» (НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ»).
Определенный положительный и негативный опыт здесь уже накоплен. В первой программе утилизации автомобилей 2010-2011 годов было утилизировали более 300 тысяч машин, что составляет 50% от машин, переданных на утилизацию. Но что же произошло с остальной половиной якобы утилизированных авто, с моторными маслами и технологическими жидкостями, которые были в этих машинах – их аккуратно собрали, или просто вылили на землю? Вопросы риторические. Потому что утилизация машины – это целый технологический процесс, для которого требуется специальное оборудование и обученный персонал.
В НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» полагают, необходимо вести учет и контроль фактической утилизации автомобилей, которые попали в государственную программу, стартовавшую 1 сентября 2014 года. Иначе ситуация повторится, выделенные государством деньги будут освоены фирмами-однодневками, а машины, утилизация которых оплачена, окажутся на «нелегальных разборках» или выброшенными на обочине лесной дороги.
Чтобы избежать этого саморегулируемой организацией «РУСЛОМ.КОМ» разработаны и утверждены два стандарта утилизации в зависимости от используемого оборудования. Отметим, чтобы только подготовить машину к утилизации, требуется правильно слить все жидкости и осушить ее, причем даже эта начальная стадия требует специальную технику и профессиональные знания. Это нужно как с точки зрения экологии, так и обычной техники безопасности. Неправильно подготовленные машины могут просто взорваться.
Помимо учета фактически утилизированных машин, результаты которого будут передаваться в Минпромторг РФ и публиковаться в СМИ, саморегулируемая организация будет вести реестр «белых», то есть добросовестных автодилеров. Это те автодилеры, которые заключили договора не c фирмами-однодневками, а с компаниями, которые проводят полную утилизацию автомобилей соответствующую экологическим требованиям. На основе анализа данных будут составляться рейтинги регионов. При выборе автодилера автовладельцы имеют право знать, что будет с их машиной дальше.
Логичен вопрос, зачем необходима полная утилизация? Зачем утилизировать запчасти, которые на первый взгляд, годятся для дальнейшего использования?
Здесь, если не рассуждать критериями «жалко», то речь идет о черном рынке запчастей, который формируется в результате нелегального разбора аварийноопасных машин.
Причем, если НП НСРО «РУСЛОМ.КОМ» возьмет под строгий контроль весь процесс утилизации автомобилей и перекроет каналы подпитки нелегального рынка «вторичных», «бывших в употреблении» автокомпонентов произойдет значительное снижение аварийности. Оно будет достигнуто значительным сокращением использования б/у запчастей в результате чего на дорогах не появятся «шахид-мобили», а значит, не погибнут и не получат тяжкие увечья десятки тысячи человек.
Николай Жердяев
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru