Оператор ЕФРС: Оплачивать внесение сведений в реестр должны все категории членов СРО
В начале месяца мы рассказывали об информационном письме за подписью заместителя директора Департамента недвижимости МЭР В.А. Спиренкова, в котором о высказал мысль, что за внесение сведений о своем членстве в саморегулируемой организации в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности с физических лиц плата взиматься не должна. Вместе с тем он оговорился, что обеспечение информационной поддержки всех заинтересованных лиц по вопросам, возникающим в связи с работой информационной системы, все ж является одной из обязанностей оператора ЕФРС. В связи с этим наш портал обратился в службу поддержки оператора Единого федерального реестра - ЗАО «Интерфакс» с просьбой рассудить справедливо ли утверждение представителя МЭР.
Помимо этого, мы попросили уточнить есть ли разница в оплате услуг для других категорий членов СРО, а также является ли вынужденный из-за регионализации «переезд» члена саморегулируемой организации в СРО по месту регистрации обязательным поводом для предоставления данных.
В части вопроса о взимании платы за включение сведений в Реестр отдельными категориями пользователей Служба поддержки пользователей ЕФРСФДЮЛ/ЕФРСБ отметила следующее. В соответствии с пунктом 10 статьи 7.1 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» оператор Реестра отказывает субъекту, осуществляющему внесение сведений, указанных в пункте 7 настоящей статьи, во внесении соответствующих сведений если «субъект, внесший сведения в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, не произвел оплату размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений, внесенных в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц».
Таким образом, указывает оператор, отсутствие платежа за внесение и размещение сведений в Реестре является основанием для отказа во внесении и размещении соответствующих сведений в Реестре вне зависимости от того, внесена ли информация юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, поскольку в данном случае Закон оперирует термином «субъект, осуществляющий внесение сведений».
В соответствии с пунктом 2.6 Порядка формирования и ведения единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц и единого федерального реестра сведений о банкротстве Оператор обеспечивает внесение (включение) сведений не позднее одного рабочего дня после поступления Оператору оплаты в случае, если внесение (включение), размещение сведений в соответствии с законодательством РФ осуществляется за плату. Оператор обеспечивает внесение (включение) сведений непосредственно после поступления таких сведений Оператору в случае внесения (включения) сведений в информационный ресурс саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих и саморегулируемыми организациями операторов электронных площадок, государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» и операторами электронных площадок, а также в случае, если внесение (включение) сведений в информационный ресурс в соответствии с законодательством РФ осуществляется без взимания платы.
«Указанной нормой установлены правила в отношении сроков размещения в сети Интернет сведений, внесенных в Реестр, для случаев, когда законодательством предусмотрено их внесение за плату (не позднее следующего рабочего дня за днем поступления оплаты) и когда законодательством прямо предусмотрено внесение и размещение сведений без оплаты (непосредственно после поступления сведений). При этом отмечаем, что непосредственно Законом о регистрации установлено, что без оплаты в Реестре размещаются и публикуются сведения, внесенные государственными органами и органами местного самоуправления. Для иных категорий пользователей возможности бесплатного внесения или размещения сведений законодательством не установлено», - объясняют в службе поддержки.
Что касается наличия или отсутствия обязанности по внесению сведений о вступлении в саморегулируемую организацию и прекращении членства в СРО в «Интерфаксе» полагают, что данный вопрос непосредственно урегулирован частью 5 статьи 5 Федерального закона от 03.07.2016 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», согласно которой обязательному раскрытию в Реестре подлежат сведения о членстве в саморегулируемой организации (вступление в члены, прекращение членства). При этом данная обязанность не ставится законодателем в зависимость от основания прекращения членства в саморегулируемой организации.
«В связи с изложенным полагаем, что сведения о прекращении членства в СРО и вступлении в СРО подлежат обязательному раскрытию в Реестре в том числе и в связи с «вынужденным» прекращением членства в СРО и вступлением в иную СРО», - поясняет оператор реестра.
Также представители ЕФРС подчеркивают, что позиция, изложенная в письме Департамента недвижимости Минэкономразвития России, является мнением подразделения МЭР, которое не является обязательным для правоприменителя. Однако и свою позицию оператор отказался признавать истиной в последней инстанции. Он указал, что в соответствии с законодательством, регламентирующим порядок формирования и ведения Единого федерального реестра юридически значимых сведений, в функции оператора не входит разъяснение или толкование норм федерального законодательства. В связи с этим ЗАО «Интерфакс» как оператор Реестра вправе высказать исключительно свое мнение в отношении их применения.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru