Отрегулируют ли СРО турбизнес, либо они его разорят?
По этому вопросу в туриндустрии пока нет согласия, причем водораздел о пользе или вреде саморегулируемых организаций во многом проходит между двумя туристическими ассоциациями. Наш портал уже писал о том, что по этому вопросу в отечественной туриндустрии нет консенсуса, причем, разногласия, похоже. даже усиливаются...
В то время как Альянс туристических агентств (АТА) придерживается позиции о целесообразности введения в отрасли саморегулирования, Российский союз туриндустрии (РСТ), напротив, говорит о том, что большинство туроператоров, против внесения в закон о туризме поправок, предполагающих обязательное введение саморегулируемых организаций для турагентств. Журнал «Турбизнес» опубликовал прямо противоположные мнения вице-президента Российского союза туриндустрии Юрия Барзыкина и президент Альянса туристических агентств Андрея Гаврилова по поводу необходимости введения саморегулирования в туристической отрасли.
По мнению вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, введение механизмов саморегулирования в туриндустрии может увеличить финансовую нагрузку на бизнес. По расчетам РСТ, туроператору - члену СРО за работу на рынке придется дополнительно заплатить от полутора миллионов рублей ежегодно. Наряду с этим также сохранятся и выплаты по действующему финансовому обеспечению страховым компаниям или банкам.
В то время, как президент АТА Андрей Гаврилов полагает, что основная особенность СРО - коллективная ответственность перед потребителями услуг. А чтобы не платить за ошибки других - необходим контроль со стороны самих бизнесменов за работой каждого члена СРО. При этом СРО с единым компенсационным фондом может стать наиболее приемлемым механизмом с учетом правильного порядка формирования и расходования средств такого фонда.
В свою очередь, по оценке Юрия Барзыкина, СРО могут стать средством подавления конкуренции и монополизации «входа» на рынок, что создает богатые возможности для коррупционеров. Ввиду совмещения в СРО трех функций (выработки стандартов предпринимательской и профессиональной деятельности, контроля соблюдения этих правил и привлечения к ответственности за их нарушение) велика вероятность коррупции и внутри самих СРО.
А вот Андрей Гаврилов считает, что в различных ситуациях и сегментах СРО могут быть как добровольными, так и обязательными. В частности, в АТА компфонд формируется на добровольной основе. Но соблюдение внутренних стандартов и вхождение в реестр СРО должны стать обязательными. В противном случае туриндустрия не сможет поставить барьер перед недобросовестными и непрофессиональными игроками, которые наносят вред имиджу отрасли и зачастую обманывают туристов.
По мнению Юрия Барзыкина, высокие риски на туристском рынке обусловлены объективными экономическими факторами, а также безудержным демпингом и отсутствием надлежащего финансового ресурса. Если туроператоры будут строить свою работу зная, что все их просчеты будут компенсированы и оплачены из компфонда СРО, то риски многократно возрастут. Причем в случае банкротства расплачиваться каждый раз придется всем участникам СРО.
Ну а у Андрея Гаврилова абсолютно противоположная позиция. По его мнению, коллективная ответственность, как и СРО в целом, наоборот направлены на то, чтобы вывести недобросовестных игроков из соответствующей сферы деятельности. Только коллеги-профессионалы могут реально оценить работу турфирмы, ее стабильность и качество. В этом и смысл саморегулирования - бизнес может сам себя регулировать, если это грамотный и ответственный бизнес.
Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru