Парламентарии учли замечания аудиторских СРО
Стали известны подробности подготовленного ко второму чтению законопроекта № 273179-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка России полномочиями в сфере аудиторской деятельности)». Заключительный вариант редакции был представлен на четвертом заседании Экспертного совета по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при Комитете Госдумы по финансовому рынку.
В заседании приняли участие депутаты Госдумы, представители Банка России, Минфина России, Федерального казначейства, общественных организаций и аудиторского сообщества, в том числе сотрудники аппарата и члены саморегулируемой организации «Российский союз аудиторов» (СРО РСА).
Ранее позиция участников рынка была представлена на заседаниях Экспертного совета и на слушаниях в Совете Федерации в январе-марте 2018 года. Как отмечают в СРО РСА, замечания и предложения аудиторов в представленном варианте законопроекта учтены полностью или частично.
Так, в законопроект введено новое понятие «общественно-значимая организация (ОЗО) в финансовой сфере», которое исключает публичные акционерные общества, государственные корпорации, государственные компании, публично-правовые компании, организации, которые представляют и (или) раскрывают консолидированную финансовую отчетность в соответствии с законодательством РФ. Соответственно, новые требования Центробанка России к аудиторским компаниям с включением их в реестр будут распространяться только на проверяющих ОЗО в финансовой сфере.
Предусмотрен допуск к аудиторской деятельности как специалистов с квалификационными аттестатами аудитора, выданными в соответствии с Федеральным законом № 307-ФЗ («единые аттестаты»), так и лиц, которые имеют квалификационные аттестаты аудитора, выданные в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» («старые аттестаты») с учетом некоторых ограничений в отношении руководства компаний.
Кроме того, пересмотрены формулировки обязательного аудита по критериям, принято решение о внесении поправок в профильные законы, регулирующие деятельность организаций по оказанию услуг населению, установлена обязанность Банка России отвечать на запросы аудиторов и сроки предоставления такой информации. Согласно законопроекту, проверки Центробанком выводов аудита могут проводиться только в отношении подписанных аудиторских заключений.
Ключевой вопрос о конфликте интересов также был разрешен в поправках через законодательно закрепленное разделение полномочий между руководящими сотрудниками Центробанка.Разрешено также еще одно из наиболее существенных замечаний по проекту закона. Аудиторам оставили возможность совместительства с правом выполнения аудиторских процедур, но совместители не будут учитываться при подтверждении минимальной численности (3 специалиста) в любой аудиторской организации и тем более в компаниях, выполняющих аудит ОЗО на финансовом рынке (7 аудиторов, а с 01.01.2023 – 12 аудиторов).
Аудиторам удалось настоять не изменении критериев численности членов СРО – от точной численности (2000 юридических лиц или 10000 физических лиц) к относительному критерию: «не менее 26 процентов от общего количества аудиторских организаций либо объединение в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 25 организаций, совокупная доля которых в общем объеме рынка аудиторских услуг составляет не менее 26 процентов», при это большинство членов совета высказались за использование для расчета критерия количества только аудиторские организации.
Экспертный совет оставил на доработку вопросы, связанные с обязательностью двух подписей под аудиторским заключением по отчетности общественно-значимой организации, а также с переходным периодом для аудиторских организаций с целью приведения численности аудиторов «по основному месту работы» в соответствии с новыми требованиями закона.
Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru