1. Главная
  2. Новости
  3. Поправки Минстроя в Градкодекс обойдутся членам СРО в 50 миллиардов
Новости

82

Поправки Минстроя в Градкодекс обойдутся членам СРО в 50 миллиардов

 Поправки Минстроя в Градкодекс обойдутся членам СРО в 50 миллиардовМинэкономразвития пришло к выводу, что в законопроекте Минстроя содержится много избыточных запретов и ограничений, а его реализация обременит стройиндустрию необоснованными расходами в размере 50 млрд. рублей.

С целью оценки регулирующего воздействия законопроекта Минэкономразвитие провело публичные консультации по этому документу с 12 по 18 октября 2015 года. В ходе консультаций в министерство поступили мнения Национального объединения изыскателей и проектировщиков и АО «Ренейссанс Констракшн», совпавшие с заключением по законопроекту Минэкономразвития.

В частности, ведомство считает необоснованными и избыточными устанавливаемые законопроектом требования по формированию и размещению компфондов СРО, а также предлагаемый Минстроем механизм ответственности СРО за действия своих членов. При этом концепция документа не в полной мере соответствует концепции проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанного Минэкономразвития.

Часть 10.1 статьи 55.8 Град. кодекса в редакции, предлагаемой Минстроем, предусматривает, что допуск к работам по организации строительства или по организации подготовки проектной документации выдается члену СРО только после внесения им в полном объеме взносов в компфонд возмещения вреда и компфонд обеспечения договорных обязательств. Это фактически повлечет увеличение финансовой нагрузки на таких членов СРО. Кроме того, наличие свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или по организации строительства не означает обязательного участия члена СРО в закупках и заключения соответствующих договоров.

Предлагаемое законопроектом поправки способны привести к значительному росту затрат членов СРО по формированию их компфондов. Так, статьей 55. 16 Град. кодекса в редакции законопроекта предусматривается необходимость формирования компфонда возмещения вреда и компфонда обеспечения договорных обязательств. При этом в соответствии с частями 6 и 7 статьи 55. 16 Град. кодекса для СРО в области проектирования минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена составит от 0,1 млн. рублей до 1,35 млн. рублей, а для СРО в области строительства от 0,2 млн. рублей до 9,7 млн. рублей. Таким образом, выполнение законопроекта в отношении размера формируемого СРО фонда обеспечения договорных обязательств отвлечет из оборота строительной отрасли значительные денежные средства.

По данным Ростехнадзора, на 18 ноября 2015 года в РФ в реестре саморегулируемых организаций значится 194 СРО в области проектирования, состоящие из 2012 организаций, а также 277 СРО в области строительства - из 5132 организаций. В результате совокупный объем отвлеченных из строительной отрасли средств, направленных на формирование компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств, составит от 1,23 млрд. рублей до 50,81 млрд. рублей. В том числе, для СРО в области проектирования - от 0,2 млрд. рублей до 2,72 млрд. рублей, а для СРО в области строительства - от 1,23 млрд. рублей до 49,78 млрд. рублей. А с учетом данных НОСТРОЙ по количеству членов СРО, объем отвлеченных из строительной отрасли средств может значительно превысить представленную выше оценку.

Таким образом предлагаемые поправки в части формирования компфондов требуют дополнительного обсуждения с учетом неблагоприятной ситуации, сложившейся сегодня в строительной и финансовой отраслях.Требуется также обратить внимание на часть 2 статьи 5 законопроекта, в соответствии с которой формирование компефондов обеспечивается путем перераспределения части средств существующего компфонда СРО в фонд обеспечения договорных обязательств. С учетом устанавливаемых законопроектом размеров компфондов предлагаемое регулирование представляется невыполнимым в части перераспределения денежных средств между фондами.

Поправками Минстроя статья 55.7 Град. кодекса дополняется положением, устанавливающим право СРО на подачу иска и участию в качестве самостоятельной стороны при рассмотрении судебных споров по делам о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору, одной из сторон которого является член СРО. Это положение представляется невыполнимым на практике. В целях реализации этой нормы представляется необходимым предварительно внести соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ.

Частью 4 статьи 60.1 Град. кодекса в редакции законопроекта вводится положение, в соответствии с которым в случае ликвидации юрлица - члена СРО исполнение его гарантийных обязательств осуществляется саморегулируемой организацией, в которой он состоял. Это положение представляется недостаточно определенным и на практике невыполнимым, так как остается неясным, каким образом саморегулируемая организация должна влиять на хозяйственную деятельность своего члена, чтобы не допустить его ликвидацию в период гарантийного срока.

Законопроектом устанавливается право контроля СРО своих членов при исполнении ими контрактов, заключенных в соответствии с законодательством РФ в сфере закупок. Но одновременно не устанавливается право СРО на организацию и проведение дополнительных проверок своих членов при исполнении ими соответствующих работ, поэтому возникает необходимость в доработке этого законопроекта.

Частью 22 статьи 55.16 Град. кодекса в редакции законопроекта устанавливается положение, в соответствии с которым договор банковского счета, на котором размещаются средства компфонда возмещения вреда или средства компфонда обеспечения договорных обязательств, является бессрочным. Эта норма вступает в противоречие с положениями Гражданского кодекса, частью 1 статьи 846 которого предусматривается, что при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами. Таким образом, условия заключения договора банковского счета, в том числе его срочность, не могут регулироваться нормами федеральных законов. Поэтому предлагаемое частью 22 статьи 55.16 Град. кодекса регулирование подлежит исключению из предлагаемых поправок.

Положениями статьи 55.16 Град. кодекса в редакции законопроекта, регулирующими вопросы размещения денежных средств компфондов, не предусматриваются механизмы защиты этих средств. В том числе в случае отзывов лицензии у отдельных кредитных учреждений, их банкротств, а также не устраняются риски их потери в иных случаях. Кроме того, законопроектом не предусмотрены механизмы защиты от потери денежных средств компфондов СРО, переданных в доверительное управление в соответствии с частью 4 статьи 55.16 Град. кодекса в редакции законопроекта. Также не предусмотрено регулирование возможности и источников финансирования оплаты комиссионного вознаграждения за управление управляющими компаниями такими денежными средствами СРО, что требует доработки законопроекта.

Частью 21 статьи 4 закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в редакции законопроекта устанавливается обязанность заключившего контракт заказчика по информированию СРО о заключенном контракте в течение трех рабочих дней. При этом порядок представления и объем представляемой информации определяется правительством РФ. Одновременно положениями законопроекта не устанавливается обязанность заказчика: об информировании СРО о поданной ее членом заявке на участие в закупке, о запросе мнения СРО о возможности и способности ее члена выполнить необходимые работы, являющиеся предметом закупки, а также о незамедлительном информировании заказчиком СРО о возникновении фактов ненадлежащего исполнения договорных обязательств по заключенным договорам.

На основе проведенной оценки регулирующего воздействия законопроекта Минэкономразвитием был сделан вывод, что в документе есть положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для предпринимателей, работающих в стройиндустрии. А также положения, которые приведут к возникновению необоснованных расходов в строительной отрасли, а также бюджетов всех уровней РФ.

Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НОПРИЗ проведет конференцию "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры"
24.04.2024

НОПРИЗ проведет конференцию "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры"

25 апреля состоится пленарная конференция "Развитие института саморегулирования в строительной отрасли. Закон. Ответственность. Кадры". Анонс размещен на сайте НОПРИЗ.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Приказом Ростехнадзора от 05.07.2011 № 356 «Об утверждении формы свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» была утверждена новая форма допусков СРО. Согласно тому же Приказу, свидетельства, выданные ранее, могли действовать лишь до 1 января 2013 года. Действительны ли непереоформленные допуски СРО, выданные до конца 2012 года, а также действовавшие ранее лицензии?

Ответ:

С 1 января 2009 года на всей территории Российской Федерации отменена процедура лицензирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительной деятельности, работ по реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства. Лицензии, выданные до 01.01.2009 г., были действительны до 01.01.2010 г. (ч. 3 ст. 3.2. Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

Относительно свидетельств о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, сообщаем, что изначально Приказ Ростехнадзора от 05.07.2011 N 356 предусматривал правило (п.3), согласно которому свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до вступления в силу указанного приказа, должны были действовать до 1 января 2013 года. Однако впоследствии данное положение утратило силу в связи с изданием Приказа Ростехнадзора от 29.01.2014 N 35.

Таким образом, свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданные до конца 2012 года, по-прежнему действительны.

Вопрос:

Возврат взноса в компенсационный фонд при выходе из СРО возможен?

Ответ:

Должны вас огорчить. Согласно ч. 4 статьи 55.7. ГрК РФ «Прекращение членства в саморегулируемой организации», лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Вернуть старый дизайн