Профильный Комитет ГД согласился с СРО МФО и предложил отклонить требование об идентификации получателей микрозаймов в Интернете
Пресс-служба СРО «МиР» на своем сайте сообщила о том, что депутаты Госдумы прислушались к позиции саморегулируемой организации. Так, Комитет ГД по финансовому рынку не поддержал законодательную инициативу, запрещающую МФО осуществлять денежные переводы по договорам микрозайма без идентификации клиентов в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) и единой биометрической системе.
На своем заседании 3 февраля профильный комитет ГД по финрынку решил рекомендовать нижней палате парламента отклонить проект федерального закона № 809868-7 «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». Поправки запрещают МФО переводить денежные средства по договорам микрозайма без идентификации клиентов в единой системе идентификации и аутентификации и единой биометрической системе. Соответствующая информация появилась на сайте профильного комитета.
Как подчеркнули в саморегулируемой организации, важную роль при оценке поправок сыграли данные, приведенные саморегулятором. Так, в СРО не раз называли необоснованным использование ЕСИА в качестве единственного способа идентификации клиентов МФО в онлайн-сегменте. В результате позиция саморегулятора была принята во внимание при рассмотрении законопроекта.
«Профильный комитет Государственной Думы при анализе текста предложенного законопроекта исходил из определенных законодательством в настоящее время ограничений по использованию данных, накопленных в единой биометрической системе, и не стал ставить телегу впереди лошади. А именно это и хотели авторы законопроекта, предлагая обязать использование того, доступ к чему для МФО не разрешен», - отмечает председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев.
Что предлагают авторы поправок?
По состоянию на сентябрь 2019 года в России насчитывается около 1900 микрофинансовых организаций, объем кредитного портфеля которых составляет около 190 млрд рублей. Авторы инициативы в пояснительной записке к законопроекту отметили, что действия мошенников, промышляющих в онлайн-пространстве, наносят ущерб не только таким МФО, их клиентам, но и лицам никогда не обращавшимся за услугами микрокредитования. Ведь, проблема сохранности персональных данных (паспорт, СНИЛС, ИНН, номера телефонов и т.д.) способствует активному распространению мошенничества, осуществляемого посредством онлайн-кредитования. В этой связи наиболее распространенным незаконным способом получения микрозайма является его оформление на лицо, чьи персональные данные были похищены. При этом полученные средства сразу же переводятся на банковскую карту подставного лица. Авторы поправок отметили, что нередко такие мошеннические схемы организуются по предварительному сговору с сотрудниками самих же микрофинансовых организаций или банков.
Как указано в пояснительной записке к законопроекту, его положения направлены на противодействие мошенничеству, осуществляемому посредством онлайн-кредитования. Сославшись на экспертные оценки, авторы поправок подчеркнули, что каждое третье первичное обращение за микрозаймом может осуществляться без целей его возврата. При этом 5-6% онлайн-заявок имеют признаки мошенничества. Считается, что суммы мошеннических микрозаймов невелики и составляют 10-20 тысяч рублей, однако в масштабах отрасли отдельные компании несут многомиллионные убытки, а добросовестные граждане узнают о наличии задолженностей перед микрофинансовыми организациями, только при обращении за кредитом в банк или после звонка от коллекторов. Для устранения такого вида мошенничества поправки запрещают МФО выдавать микрозайм без идентификации клиента в единой системе идентификации и аутентификации и единой биометрической системе.
Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА)
Удаленная идентификация позволяет физлицам получать финансовые услуги дистанционно, подтвердив свою личность с помощью биометрических персональных данных. Речь идет об изображении лица и голосе. Для реализации такого механизма сформирована технологическая инфраструктура, включающая Единую биометрическую систему, которая совместно с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) обеспечивает достоверную идентификацию пользователей.
Для включения сведений в указанные системы гражданину нужно прийти в один из уполномоченных банков, обладающих правом проводить регистрацию физических лиц в ЕСИА и Единой биометрической системе. Сотрудник банка снимет биометрические параметры физлица (сфотографирует и запишет образец голоса) и направит их в Единую биометрическую систему. После этого для получения финуслуг гражданам остается только зайти на сайт или мобильное приложение финансовой организации, пройти авторизацию в ЕСИА и подтвердить свои биометрические данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или стационарного компьютера с камерой и микрофоном.
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru