Разрешат ли национальным объединениям шпионить за СРО?
Рабочая группа Совета ТПП по саморегулированию выступила против поправок в закон № 315-ФЗ, позволяющих с помощью технических средств следить за СРО, а также призвала Минэкономразвитие принять меры против пожизненного президентства глав национальных объединений.
Рабочая группа ТПП поспорила с Минэкономразвития
Как известно, Совет ТПП по саморегулированию 24 июня забраковал проект поправок Минэкономразвития в закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», заявив, что он не соответствует концепции совершенствования механизмов саморегулирования. Для доработки документа при Совете создали рабочую группу по стратегии развития саморегулирования.
7 июля эта группа обсудила проект поправок с представителями Минэкономразвития. От этого ведомства в заседании участвовали замдиректора департамента государственного регулирования в экономике Александр Литвак и референт отдела Алексей Минаев. Подробный отчет об этом заседании можно найти на сайте Совета ТПП по саморегулированию.
Транслировать ли заседания национальных объединений
Диалог между рабочей группой и представителями Минэкономразвития строился на обсуждении наиболее спорных моментов предлагаемых поправок. Так, по мнению рабочей группы, требования к открытости и публичности национальных объединений СРО должны быть, как минимум, не ниже, чем к СРО. С этим представители Минэкономразвития согласились, заявив, что необходимые статьи будут внесены в новую редакцию поправок.
Еще один вопрос: вести ли трансляцию в режиме реального времени с заседаний всех органов национальных объединения? Не станет ли это избыточным требованием? И не приведет ли это к удорожанию содержания национального объединения? В итоги было решено, что основные мероприятия, такие как съезды и заседания Советов национальных объединений должны публиковаться в формате видеозаписи не позднее трех дней после события. С этим представители Минэкономразвития также согласились.
Против преференций для крупных СРО
Рабочая группа озвучила точку зрения Совета ТПП, что требование законопроекта по организации национального объединения, включающего в свой состав более 75% СРО и объединяющего более чем 50% рынка, создает предпосылки для создания недобросовестных национальных объединений. За счет монополизации власти крупными СРО.
Создание таких преференций для СРО с большим количеством членов полностью дискредитирует мотивацию к разработке эффективных правил саморегулирования и их добросовестному контролю. Представители Минэкономразвития с этим не согласились, хотя и не исключили, что эти цифры могу быть пересмотрены.
Как избавиться от пожизненных президентов
По мнению Совета ТПП, текущая редакция законопроекта делает возможным пожизненное президентство и непрозрачную ротацию коллегиального органа. В результате чего национальные объединения СРО могут превратиться в персональные структуры отдельных лиц или групп лиц. Нужно, чтобы национальное объединение функционировало как система, управляемая коллегиально, а не рассматривалась отдельными лицами, как собственный бизнес. А для этого нужна жесткая и прозрачная ротация.
Необходимо также установить требования к профессиональной компетенции лица, выдвигающегося на пост президента и сроку его работы в руководящих органах саморегулируемых организаций. В противном случае каждое национальное объединение будет страдать от засилья бывших чиновников и «свадебных генералов».
В ответ представители Минэкономразвития заявили: «Вероятно, стоит в законе четко ограничить полномочия первого лица президента национального объединения, определив его функции как представительские. Вопросы принципов ротации могут быть установлены СРО самостоятельно в Уставе национального объединения. Установление квалификационных требований к органам управления национальных объединений в целом не вызывает противоречий, эта норма может быть обсуждена и включена в число поправок».
Шпионить ли за СРО?
Вопрос рабочей группы: В пункте 6 статьи 26 законопроекта к функциям национальных объединений отнесен «анализ деятельности членов национального объединения. Эта формулировка дает право анализировать всю хозяйственную деятельность, в том числе не относящуюся к профессиональной и, по сути, наделяет национальные объединения правом запрашивать информацию, выходящую за рамки предмета саморегулирования.
Ответ Минэкономразвития: Точка зрения Совета поддерживается, предлагаемая формулировка «анализ профессиональной деятельности членов» - не вызывает видимых противоречий и может быть включена в закон.
Вопрос рабочей группы: В законопроекте отмечено значительное число формулировок, которые в силу неточности создают потенциальные возможности для их коррупционного использования. Особенно неприемлем пункт 3 статьи 9 «Контрольный орган проводит мониторинг посредством поиска и анализа информации о деятельности членов, в том числе с применением технических средств». Из формулировки вытекает, что контрольный орган получает право самостоятельно, или привлекая соответствующие организации, осуществлять техническую разведку любым способом обо всей хозяйственной, а не только профессиональной деятельности членов.
Позиция Минэкономразвития: Точка зрения Совета понятна и представляется обоснованной, предлагаемые уточнения и поправки будут детально рассмотрены. Действительно, некоторые пункты изложены неточно и будут скорректированы. Принципиальные вопросы так же будут вынесены на дополнительное обсуждение.
Быть ли солидарной ответственности
Вопрос рабочей группы: Законопроектом устанавливается принцип солидарной ответственности и компенсационный фонд как способ ее обеспечения. Механизмы коллективного и индивидуального страхования становятся вторичны, и по факту не работоспособны в предлагаемой правовой конструкции.
Ответ Минэкономразвития: «Принцип солидарной ответственности, это наша твердая позиция, но, тем не менее мы готовы продолжить обсуждение этого вопроса в числе остальных».
***
По итогам дискуссии замдиректора департамента Минэкономразвития Александр Литвак пообещал присутствовавшим, что следующая редакция этого законопроекта, вероятно, будет направлена для предварительного изучения и согласования всем заинтересованным профессиональным объединениям. Кроме того, возможно, также будет проведено общее совещание с обсуждением всех предлагаемых поправок.
Владимир Владимиров
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru