1. Главная
  2. Новости
  3. Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5
Новости

100

Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5

 Резолюция с рекомендациями провести антикоррупционную экспертизу законопроекта № 252540-5 РЕЗОЛЮЦИЯ
по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»
(28 июня 2010 г.)

В ходе слушаний состоялось обсуждение законопроекта №252540-5 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Всеми участниками была обозначена важность и актуальность рассмотрения данного законопроекта с учетом высокой социальной значимости строительной отрасли.
По результатам слушаний были определены следующие основные положения, касающиеся обсуждаемого законопроекта.

Безопасность строительства

Первоочередной целью законодательства в области строительства должно быть обеспечение безопасности и эксплуатации строительных объектов.
В этой связи необходимо провести экспертизу положения законопроекта, предусматривающего уменьшение количества объектов, для выполнения работ на которых требуется Свидетельство о допуске. В результате этих нововведений увеличиваются риски некачественного проведения работ и повышаетcя опасность эксплуатации объектов, исключенных из списка, среди которых: гидротехнические сооружения, аэропорты и иные объекты авиационной инфраструктуры; объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и т.д.

Развитие конкуренции

Законопроект создает серьезные преимущества для крупнейших строительных компаний и непосильные барьеры для малых и средних предприятий, что противоречит инициативам Президента России по ослаблению фискального, контрольно-административного и финансового давления на малый и средний бизнес.
Предлагаемое законопроектом фактически заградительное увеличение размеров взносов в компенсационный фонд СРО для генеральных подрядчиков приведет к тому, что подавляющее большинство компаний будет поставлено в зависимость от небольшого числа генподрядчиков, которые будут способны оплатить эти взносы. В дальнейшем свои издержки генподрядчики будут перекладывать на субподрядчиков, а в конечном итоге на потребителей.
По этим же основаниям стоит пересмотреть повышение минимальных сумм по договорам страхования гражданской ответственности членов СРО, а также увеличение минимальных сроков договоров страхования до 5 лет. Данным требованиям смогут соответствовать только крупнейшие компании.
Одним из важнейших направлений эволюции института саморегулирования должно стать развитие конкуренции и поддержка предприятий малого и среднего бизнеса. Только развитие конкуренции является эффективным механизмом обеспечения качества строительства и сдерживания роста цен на жилье.

Обеспечение эффективного контроля
в соответствии с принципами саморегулирования

Новацией законопроекта является передача национальным объединениям полномочий по контролю за саморегулируемыми организациями.
Целесообразность предоставления национальным объединениям широких контрольных функций вызывает сомнение и является предметом для дальнейшего обсуждения.
Абсолютно недопустимым является совмещение в национальных объединениях следующих функций и полномочий:

  • право инициировать исключение организаций из государственного реестра СРО;
  • право экспроприировать компенсационные фонды ликвидируемых СРО;
  • право контроля над размещением денежных средств компенсационных фондов СРО в кредитных организациях и установления требований к таким кредитным организациям.

С учетом обязательного членства в национальных объединениях, такое совмещение функций и наличие беспрецедентного объема полномочий ведет к дискредитации идеи саморегулирования и подмене саморегулирования новой системой тотального регулирования.
Установление же контрольных функций в руках негосударственной организации в совокупности с поправками, предусматривающими условие, что, в случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, средства компенсационного фонда СРО подлежат зачислению на счет национального объединения, благоприятствует злоупотреблениям полномочиями, консолидации и укрупнению СРО в интересах руководства национальных объединений.
Институт саморегулирования должен быть направлен в первую очередь на обеспечение эффективного контроля строительных предприятий, обеспечивающего их бесперебойное функционирование, повышение качества и сокращение стоимости строительных работ, безопасность строительства.
Представление и защита интересов саморегулируемых организаций должна осуществляться на принципах добровольности, беспристрастности и транспарентности.

Обеспечение солидарно-субсидиарной ответственности и эффективное управление фондами.

Законопроектом не решается проблема обеспечения сохранности средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.
Следует обратить внимание на положения законопроекта, в соответствии с которыми, предлагается размещение денежных средств компенсационных фондов только в тех кредитных организациях, которые будут соответствовать требованиям, установленным национальными объединениями. В законопроекте не установлен механизм, способный обеспечить надлежащий профессиональный уровень подготовки этих требований и беспристрастного контроля их исполнения.
Практически нивелируется система материальной ответственности членов СРО в случае ликвидации СРО.
Установление механизма немедленного возврата средств из компенсационного фонда члену СРО в случае выхода из саморегулируемой организации без указания на переходный период противоречит общей концепции саморегулирования.
Мы считаем, что эволюция института саморегулирования должна проходить по линии четкой регламентации условий обеспечения солидарно-субсидиарной материальной ответственности членов СРО, эффективного и транспарентного управления фондами с четко прописанными требованиями, исключающими возможность для злоупотребления со стороны должностных лиц национальных объединений СРО.

Страхование ответственности

Предложение ввести требование о наличии как договоров страхования гражданской ответственности членов СРО за причинение вреда третьим лицам вследствие недостатков работ, так и компенсационного фонда заслуживает поддержки.
Однако следует учесть, что фактически предлагаемый вариант страхования для СРО не увязывается с законодательными требованиями ни для обязательного, ни для добровольного страхования гражданской ответственности.
Внедрение страхования гражданской ответственности для членов СРО требует детального обсуждения и урегулирования законодательных неточностей и противоречий.

Обеспечение терминологической ясности

Должно быть поддержано введение в Градостроительный кодекс понятий «генеральный подрядчик на выполнение инженерных изысканий», «генеральный проектировщик» и «генеральный подрядчик на осуществление строительства».
Заслуживает одобрения нацеленность на внедрение четкой регламентации требований к таким лицам и повышение их ответственности при осуществлении профессиональной деятельности в условиях саморегулирования.
Однако предусмотренные законопроектом дефиниции требуют обсуждения и серьезной доработки, с точки зрения урегулирования вопросов ответственности исполнителей работ и приведения в соответствие с Гражданским кодексом.

По итогам обсуждения законопроекта необходимо констатировать, что цель создания полноценного законодательного механизма для решения проблем, связанных с ненадлежащим качеством строительства и эксплуатации зданий и сооружений, отсутствием ответственности строительных предприятий перед потребителями услуг в законопроекте не достигнута.


РЕКОМЕНДАЦИИ
по результатам Общественных слушаний «К чему приведут изменения градостроительного кодекса?»
(28 июня 2010 г.)

  1. Необходимо провести антикоррупционную экспертизу законопроекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
  2. Необходимо предусмотреть возможность наличия нескольких национальных объединений по каждому виду деятельности.
  3. В соответствии с законопроектом саморегулируемые организации должны вступить в национальные объединения соответствующего вида до 1 июля 2010 года. В противном случае, саморегулируемые организации лишаются права выдавать допуски. Считаем внедрение таких ограничений необоснованным и невыполнимым. Предлагаем предусмотреть установление срока, до которого саморегулируемые организации необходимо вступить в национальные объединения соответствующих видов на 1 января 2011 г.
  4. Для того, чтобы интересы всех саморегулируемых организаций были учтены, необходимо провести всероссийские съезды саморегулируемых организаций строителей, изыскателей и проектировщиков в полном соответствии с законодательными требованиями. Для обеспечения легитимности национальных объединений должны быть соблюдены следующие условия: 1) съезд считается правомочным, если на нем присутствует не менее чем две трети саморегулируемых организаций соответствующего вида; 2) за учреждение национального объединения должны проголосовать не менее половины зарегистрированных участников съезда; 3) на съездах необходимо провести выбор Совета и прямые выборы Президента (для чего внести изменения в соответствующее законодательство), утвердить устав и регламент обыкновенным большинством голосов от числа зарегистрировавшихся участников съезда.
  5. Закрепить за национальными объединениями саморегулируемых организаций только те функции, которые предусмотрены действующим Градостроительным кодексом – защита интересов саморегулируемых организаций, обсуждение вопросов государственной политики в области инженерных изысканий, проектирования, строительства, формирование предложений по вопросам выработки государственной политики и т.п.

К функциям национальных объединений следует отнести:

а) обсуждение вопросов государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

б) представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;

в) формирование предложений по вопросам выработки государственной политики в области соответственно инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

г) защита интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов;

д) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов.

6) Следует предусмотреть обязательное привлечение в состав органов управления национальных объединений СРО представителей государственных органов власти, профильных министерств и ведомств, банковских и страховых структур.

  1. Требования к выдаче свидетельств о допуске должны быть исчерпывающе прописаны в законе.
  2. Компенсационные фонды СРО должны размещаться посредством привлечения профессиональных участников финансового рынка – управляющих компаний, имеющих соответствующие лицензии.
  3. В целях защиты интересов малого и среднего бизнеса, уменьшения финансового бремени уплаты высоких страховых премий по обязательным договорам страхования ответственности перед третьими лицами необходимо ввести дифференциацию размера минимального страхового покрытия в зависимости от видов работ. Также необходимо пересмотреть требования минимального срока страхования гражданской ответственности членов СРО.

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

НКК НОСТРОЙ и Комитет НОСТРОЙ по страхованию обсудят общие темы
03.05.2024

НКК НОСТРОЙ и Комитет НОСТРОЙ по страхованию обсудят общие темы

6 мая НОСТРОЙ проведет совместное заседание Научно-консультативной комиссии и Комитета по страхованию, охране труда и финансовым инструментам стройрынка. Информация появилась на сайте Нацобъединения.
Комитет по страхованию НОСТРОЙ готовится к совещанию
02.05.2024

Комитет по страхованию НОСТРОЙ готовится к совещанию

2 мая состоится Заседание Комитета по страхованию, охране труда и финансовым инструментам строительного рынка НОСТРОЙ. Обсудят имущественную ответственность СРО за вред, причиненный их членами собственникам объектов капитального строительства. Анонс и повестка мероприятия размещены на сайте Нацобъединения.
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 10.07.2023 по

Как вам новый дизайн портала?

0%

Стало лучше

0%

Стало хуже

0%

Мне всё равно

Вопрос-ответ

Вопрос:

СРО в Забайкальском крае: В г. Чите действует СРО Некоммерческое партнерство «Управляющих организаций ЖКХ «Забайкалье» (СРО НП «УО ЖКХ «Забайкалье»). Данной организации я не нашла в реестре саморегулируемых организаций РФ, размещенного на вашем сайте, означает ли это то, что данная СРО осуществляет свою деятельность не законно?

Ответ:

СРО НП «УО ЖКХ «Забайкалье» зарегистрировано в государственном реестре добровольных СРО за номером 0021 от 28.12.2009. Реестр СРО в сфере ЖКХ (добровольных СРО), ведёт Росреестр, на нашем сайте информация о добровольных СРО размещена в Реестре добровольных СРО. Мы в реестре СРО публикуем подробную информацию о саморегулируемых организаций.

Вопрос:

Якутская компания, состоит в хабаровском СРО проектировщиков, в связи с отсутствием работ, хотим выйти из членов СРО. Что требуется для выхода из СРО?

Ответ:

Согласно ст. 55.7. ГрК РФ, членство в саморегулируемой организации прекращается в случае: 1) добровольного выхода члена саморегулируемой организации из саморегулируемой организации; 2) исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации.
В вашем случае достаточно заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации. Членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в саморегулируемую организацию заявления члена саморегулируемой организации о добровольном прекращении его членства в этой организации.
Вернуть старый дизайн