1. Главная
  2. Новости
  3. Росреестр представил отчет о деятельности СРОО и СРОАУ в 2016 году
Новости

156

Росреестр представил отчет о деятельности СРОО и СРОАУ в 2016 году

 Росреестр представил отчет о деятельности СРОО и СРОАУ в 2016 годуАнализ деятельности поднадзорных Росреестру саморегулируемых организаций по результатам проведенных в 2016 году проверок, с учетом данных предшествующих лет, свидетельствует о сохранении в сфере саморегулирования нарушений законодательства, устанавливающего требования к осуществлению СРО функции по контролю за деятельностью своих членов. Такой вывод содержится в отчете о выполнении в прошлом году функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и оценщиков. Нарушения СРО выражаются в неправомерном отказе в рассмотрении жалоб, нерассмотрении всех доводов жалоб, ненаправлении или направлении с нарушением установленного срока заявителям ответов по жалобам, неисполнение обязанности по контролю за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности.

При этом Росреестр считает, что системный характер нарушений при осуществлении СРО функции по контролю за деятельностью своих членов связан не с недостаточным нормативно-правовым регулированием, а является следствием недостаточной внутренней организации деятельности саморегулируемых организаций (недостаточная организация процессов, нехватка персонала и т.п.) и взаимодействия со своими членами (несвоевременное предоставление или непредоставление) документов (информации). Ведомство отмечает, что утвержденные нормативные правовые акты устанавливают четкие требования к осуществлению саморегулируемыми организациями функции по контролю за деятельностью своих членов. Между тем, говорится в отчете, предусмотренная законодательством ответственность СРО за нарушение указанных требований является малоэффективной, в следствии чего проводимые государственным надзорным органом мероприятия не всегда достигают поставленной цели.

«В целях стимулирования саморегулируемых организаций к соблюдению требований законодательства Российской Федерации необходимо установление административной ответственности СРО за нарушения требований законодательства Российской Федерации по ведению реестра членов саморегулируемой организации, осуществлению контроля за деятельностью своих членов», - делает вывод Росреестр.

В целом деятельность Росреестра и его территориальных органов по контролю (надзору) за деятельностью СРО признана эффективной. Подтверждением тому является доля отвергнутых судом решений Росреестра, которая составляет 3% от всех принятых по результатам контрольных мероприятий решений.

Напомним, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции контроля (надзора) за деятельностью СРОО и СРОАУ. Указанные функции реализуются Росреестром и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых проверок, а также наблюдения за исполнением СРО обязательных требований, анализа поступивших в Росреестр документов и сведений, а также размещенной информации на сайте СРО.

Плановые мероприятия утверждаются и известны заранее. Такие проверки деятельности СРО проводятся не чаще, чем один раз в два года. Территориальные органы Росреестра участвуют в проведении плановых проверок саморегулируемых организаций, а также наряду с центральным аппаратом принимают решения о проведении и проводят внеплановые проверки и иные мероприятия по контролю (надзору) в отношении СРО, находящихся на подведомственных территориях. Основанием для проведения внеплановой проверки являются заявления юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении; истечение срока исполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований.

Количество СРО

Росрестр в отчете приводит статистические данные по подведомственным СРО. По состоянию на 01.01.2016 в едином государственном реестре СРО АУ содержались сведения о 54 партнерствах. На 01.01.2017 их стало 49. СРОО на 01.01.2016 было 15. Через год в госрестре саморегулируемых организаций оценщиков было 16 наименований партнерств.

Проверки СРО

В 2016 году было планово проверено 16 саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и 6 СРО оценщиков, что на 8 % меньше количества плановых проверок 2015 года (в 2015 году проведены плановые проверки 17 СРО арбитражных управляющих и 7 СРОО).

По результатам плановых проверок на конец 2016 года выдано 20 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации:

16 - руководству СРО арбитражных управляющих и 4 - руководству саморегулируемых организаций оценщиков, 1 предписание руководству СРОО находилось в стадии подготовки и 1 плановая проверка СРО оценщиков завершена без вынесения предписания, так как нарушения были устранены.

В 2016 году в Росреестр и его территориальные органы поступили:

- 252 жалобы на действия (бездействие) саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, нарушающие требования Федерального закона о банкротстве, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, что на 32 % меньше, чем в 2015 году (370);

- 40 заявлений о нарушении СРОО ФЗ об оценочной деятельности, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, что на 16 % меньше количества аналогичных заявлений в 2015 году (48).

На основании указанных жалоб (заявлений) Росреестром (территориальными органами) проведены 70 внеплановых проверок, из них 59 (или 84 %) - внеплановые проверки саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (в 2015 году - 42) и 11 (или 16 %) - внеплановые проверки СРО оценщиков (в 2015 году - 15).

В 2016 году также были проведены 4 внеплановые проверки СРО АУ в связи с неисполнением ранее выданных требований, что соответствует аналогичному показателю 2015 года (4).

Общее количество проведенных проверок саморегулируемых организаций (плановых и внеплановых) в 2016 году (96 проверок) практически осталось на уровне 2015 года (95 проверок).

Из указанных 74 внеплановых проверок 7 - проведены должностными лицами центрального аппарата Росреестра - Управления по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций, остальные 67 - должностными лицами территориальных органов Росреестра, на подведомственной территории которых находятся соответствующие саморегулируемые организации.

В 2016 году наиболее часто поступали жалобы на действия (бездействие):

- саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, связанные с несоблюдением порядка рассмотрения жалоб на действия арбитражных управляющих; с проверкой (несогласие с выводами по итогам проверок); нарушением порядка предоставления кандидатур арбитражных управляющих в целях их утверждения в деле о банкротстве;

- саморегулируемых организаций оценщиков, связанные с несоблюдением порядка рассмотрения жалоб на действия оценщиков - членов СРОО (в том числе нарушение срока проверки, неполучение информации о результатах проверки, несогласие с выводами по итогам проверок).

По результатам проведенных в 2016 году внеплановых проверок выдано 36 предписаний об устранении нарушений законодательства (из них 3 предписания выданы в 2017 году и 3 - признаны в судебном порядке недействительными), из которых 29 - руководству СРО арбитражных управляющих, 7 - руководству СРО оценщиков.

При этом в 2016 году доля обоснованных жалоб на действия саморегулируемых организаций арбитражных управляющих составила 44 % (по результатам 59 внеплановых проверок выдано 26 предписаний), на действия саморегулируемых организаций оценщиков - 63 % (по результатам 11 внеплановых проверок выдано предписаний).

В 2015 году данный показатель составил в отношении СРО АУ - 33 % (по результатам 45 внеплановых проверок выдано 15 предписаний), в отношении СРО оценщиков - 80 % (по результатам 15 внеплановых проверок выдано 12 предписаний).

Судебные дела СРО

В 2016 году саморегулируемыми организациями были обжалованы четыре предписания Росреестра, вынесенные по результатам проверок, из которых три - признаны недействительными (или 5,6 % от всех вынесенных в 2016 году предписаний), одно предписание признано законным.

В результате проведения анализа поступивших в Росреестр документов и сведений саморегулируемых организаций в отчетном периоде Росреестром было выявлено отсутствие у 4 СРО арбитражных управляющих компенсационного фонда в необходимом размере. В связи с чем в суды были поданы заявления об исключении сведений о СРО из госреестра.

Дело об исключении из единого государственного реестра саморегулируемых организаций АУ сведений об Ассоциации «Поволжская саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих» прекращено судом по ходатайству Росреестра в связи с пополнением компфонда до нужного объема. По той же причине но уже суд отказал в удовлетворении заявленных Росреестром требований, предъявляемых Некоммерческому партнерству «Саморегулируемая организация «Гильдия арбитражных управляющих».

Дело об исключении из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих сведений о Союзе «Кузбасская саморегулируемая организация арбитражных управляющих» прекращено судом по ходатайству Росреестра в связи с ликвидацией саморегулируемой организации.

Заявление Росреестра об Ассоциации арбитражных управляющих «Инициатива» было удовлетворено и сведения о СРО исключены из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Еще одна СРО избежала исключения и госреестра также по велению Арбитражного суда. Росреестр хотел вычеркнуть НП СРО «Сибирь» в связи с неисполнением СРОО предписания, выданного в 2013 году в части размещения средств компфонда в целях их сохранения и прироста через УК. Принимая решение, суд указал, что во исполнение указания Росреестра СРО были подготовлены платежные поручения на перечисление денежных средств управляющей компании, которые были приняты банком, обслуживающим саморегулируемую организацию. Однако в тот же день Центробанком был издан приказ об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, что не позволило СРО в установленный срок исполнить указание Росреестра. Кроме того, критерий достаточности средств компенсационного фонда НП СРО «Сибирь» Росреестром был определен неверно. Также было признано незначительным обстоятельство, с какого именно принадлежащего НП счета осуществлялось перечисление денежных средств компенсационного фонда в управляющую компанию, так как в процессе данного перечисления саморегулируемая организация осуществляла передачу средств.

Информационная открытость СРО

В 2016 году Росреестром проведено 135 контрольных мероприятий по анализу информации, размещенной на официальных сайтах саморегулируемых организаций, что на 8,7 % меньше аналогичных мероприятий, проведенных в 2015 году (148). По их итогам возбуждено 34 дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.52 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении СРО (в 2015 году - 49), что свидетельствует о снижении количества таких правонарушений на 8 %.

По результатам рассмотрения административных материалов должностными лицами Росреестра вынесено 38 постановлений (в 2015 году - 50), в том числе 20 - о наложении на саморегулируемые организации административных штрафов на общую сумму 495 тыс. руб. (в 2015 году - 29 на сумму 513 тыс. руб.), 5 - о предупреждении (в 2015 году - 3), по 13 делам производство прекращено (в 2015 году - 18): 2 - в связи с истечением сроков исковой давности, 11 - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения (в 2015 году - по 18 делам: 1 - в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, 3 - в связи с истечением сроков исковой давности, 14 - в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения).

Типичные нарушения СРО

В ходе плановых и внеплановых проверок саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, проведенных в 2016 году, в деятельности СРО выявлялись следующие типичные нарушения требований законодательства Российской Федерации:

1) нарушение установленного Федеральным законом о банкротстве и Правилами проведения СРОАУ проверок порядка проведения проверок деятельности своих членов;

2) нарушение пункта 10 статьи 24.1 ФЗ о банкротстве в части необеспеченная контроля за исполнением членами обязанности по заключению договоров обязательного страхования ответственности после истечения срока ранее заключенных договоров, за исключением договоров обязательного страхования ответсвенности АУ со страховыми организациями, аккредитованными СРО;

3) нарушение установленных статьей 45 ФЗ о банкротстве срока и порядка представления в арбитражные суды, заявителю и должнику информации о соответствии кандидатур арбитражных управляющих требованиям ФЗ о банкротстве для их утверждения в делах о банкротстве.

4) неприятие в установленный срок мер по исключению их состава членов СРО лиц, несоответствующих установленным пунктом 2 статьи 20 Федерального закона о банкротстве требованиям (пункты 5, 8 статьи 20 Федерального закона о банкротстве);

5) нарушение порядка формирования и использования средств компенсационного фонда, установленного статьей 25.1 Федерального закона о банкротстве (внесение взноса в компенсационный фонд за арбитражного управляющего иным лицом, неразмещение средств компенсационного фонда через УК).

В ходе проведенных в 2016 году проверок деятельности саморегулируемых организаций оценщиков выявлялись следующие типичные нарушения требований законодательства РФ:

1) нарушение порядка проведения контроля, установленного статьями 22.2, 24.3 и 244 Федерального закона об оценочной деятельности;

2) неисполнение обязанности по контролю за осуществлением своими членами обязательного страхования ответственности, установленной частью девятой статьи 24.7 Федерального закона об оценочной деятельности.

Из представленных данных Росреестр делает вывод, что характер допускаемых нарушений законодательства, регулирующего деятельность саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, по сравнению с 2014 и 2015 годами не претерпел существенных изменений.

Вместе с тем в 2016 году по сравнению с 2014 и 2015 годами в деятельности саморегулируемых организаций оценщиков наметилась тенденция по уменьшению количества случаев приема в состав членов лиц, не соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.

В 2016 году в ходе проверок саморегулируемых организаций, а также в ходе проведенных в соответствии с подпунктом «в» пункта 5 Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1202, мероприятий по анализу размещенной на официальных сайтах СРО информации в деятельности партнерств наиболее часто выявлялись нарушения, связанные с неразмещением информации о составе и стоимости имущества компенсационного фонда саморегулируемой организации, а также сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемой организации, в соответствии с требованиями, установленными статьями 7, 7.1 Федерального закона о СРО, статьей 22.1 Федерального закона о банкротстве, частью второй статьи 22.3 Федерального закона об оценочной деятельности.

Кроме того, приходит к выводу ведомство, саморегулируемыми организациями при размещении информации на своих официальных сайтах допускались нарушения положений пункта 12 Требований к обеспечению СРО доступа к документам и информации, подлежащим обязательному размещению на официальных сайтах, а также требований к технологическим, программным, лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами таких СРО, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 31.12.2013 № 803, а именно: программное обеспечение и технологические средства сайта не предоставляли возможности определить дату и время размещения документов и информации, дату и время последнего изменения информации и сведений, а также осуществить поиск и получение всей текстовой информации, включая поиск члена саморегулируемой организации, документов по реквизитам.

Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений
17.04.2024

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений

19 апреля Ассоциация Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" проведет круглый стол по теме "Гармоничное развитие исторических поселений и исторических центров регионов России".
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Вступление в СРО в рассрочку и в другом регионе: Строительная компания из Екатеринбурга, планирует вступать в СРО в рассрочку в Московское СРО, насколько законно вступление в СРО в рассрочку, и могут ли быть у этой компании проблемы в связи с тем, что она будет состоять в СРО в Москве?

Ответ:

По поводу оплаты компенсационного фонда в рассрочку: СРО обязано сформировать компенсационный фонд в соответствии с законодательством, т.е. в полном объеме, поэтому предлагать вступать в СРО в рассрочку, СРО не имеет право, это незаконно. Однако вместо вступления в СРО в рассрочку, Вы можете использовать законные способы, в частности вступление в СРО в кредит или вступление в СРО в займ (когда не само СРО, а кредитные организации или иные третьи лица предоставляют займ или кредит). Минусом вступления в СРО в кредит или займ, является как правило необходимость оплаты процентов по кредиту (займу).
По поводу вступления в СРО в Москве: компания из любого региона России, или иностранная компания, может вступить в СРО в любом регионе. Ранее при лицензировании существовали территориальные ограничения, сейчас же таких ограничений нет, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.
Вернуть старый дизайн