1. Главная
  2. Новости
  3. Составленная СРО программа по совершенствованию системы проведения энергетических обследований состоит из 7 пунктов
Новости

98

Составленная СРО программа по совершенствованию системы проведения энергетических обследований состоит из 7 пунктов

 Составленная СРО программа по совершенствованию системы проведения энергетических обследований состоит из 7 пунктов20 марта в Москве состоялось Всероссийское совещание саморегулируемых организаций в области энергетического обследования. Оно проходило в Аналитическом центре при Правительстве Российской Федерации.

Основной целью Совещания была попытка дать объективную оценку итогам реализации федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении…» в части проведения энергетических обследований. Также на встрече обсуждались барьеры, препятствующие массовому использованию энергосервиса. Помимо этого представителями сообщества были сформированы предложения по развитию энергоэффективности в России.

По итогам Всероссийского совещания СРО в области энергетического обследования была составлена резолюция. В ней, в частности, обращается внимание, что история энергетического обследования в современной России началась с принятия Федерального закона №28-ФЗ в 1996 году. Несмотря на высокий порог обязательности энергетических обследований (потребление 6000 т.у.т./год), с его помощью удалось многого достичь: в период 1997-2004 г.г. были разработаны нормативно-технические документы, включая ГОСТы по энергоэффективности, и энергетический паспорт промышленного потребителя, а также Энергетический паспорт предприятий ТЭК России. В тот период проведение обследований заказывали по большей части те, кому они были нужны, что в результате отразилось на качестве документов. Также было подготовлено много технических регламентов для промышленного сектора. Именно тогда была сформирована база энергосберегающих технологий в крупных холдингах и корпорациях – Газпром, РАО ЕЭС России, Лукойл и т.д.

По информации сообщества, до ликвидации Госэнергонадзора в стране существовало более 2000 энергоаудиторских компаний, которые обеспечивали проведение энергетического обследования всех Российских организаций, потребляющих более 6000 т.у.т./год. Качество энергетического обследования в то время достигалось благодаря заинтересованности заказчика в итогах энергетического обследования, стандартизации энергетического обследования под цели Заказчика, регламентации требований к энергоаудиторам (квалификация, приборный парк и т.д.).

В 2009 году энергоаудиторских организаций осталось не более 300, а принятый Закон №261-ФЗ, как отмечается в итоговой резолюции, увеличил объем обследуемых юридических лиц в сотни раз, но не предусмотрел механизмы реализации важнейших аспектов:
– в информационном обеспечении потенциальных Заказчиков отсутствовало понимание и мотивация;
– в системе подготовки и переподготовки ответственных за энергосбережение (в ходе реализации выявилась полная некомпетентность со стороны Заказчиков и полное отсутствие контроля за исполнителями);
– в финансировании энергетических обследований и внедрения мероприятий (паспортизация без обеспечения и контроля реализации);
– уполномоченным органом до сих пор не разработаны единые требования к стандартам профессиональной деятельности.

«Законом №261-ФЗ были расставлены ошибочные приоритеты в политике энергосбережения: на первое место встали региональные и муниципальные программы энергосбережения, затем установка приборов учета и на последнем месте – энергетическое обследование. Результатом стали декларативные программы энергосбережения, не основанные на фактических данных, энергетические паспорта без эффективных мероприятий, полный провал сроков оснащения приборами учета», – говорится в обращении.

Также в резолюции обращается внимание на тот факт, что система энергетических обследований была впервые организована при участии саморегулируемых организаций. За 4 года реализации закона в России появилось 156 СРО. Две трети из них зарекомендовали себя как действующие, осуществляющие сбор и отправку энергетических паспортов в Минэнерго России. Таким образом, профессиональное сообщество проявило активность и самоорганизовалось.

«Вместе с тем, нормативное регулирование в большинстве случаев проявилось лишь в конце установленного срока проведения обязательного обследования: в начале 2013 года заработала процедура электронного приема энергетических паспортов; не были официально приняты и доведены до СРО требования к заполнению энергетического паспорта, что привело к непрозрачности требований, лишней работе и непониманию на рынке, в т.ч. среди организаций-заказчиков. Это в определенной степени дискредитировало кампанию по обязательным энергетическим обследованиям. Итогом реализации требований закона за 4 полных года стала повальная паспортизация учреждений при формализации результатов энергетического обследования, декларативные программы энергосбережения городов и регионов, десятки миллиардов неэффективного расходования бюджетных средств. Изложенное сделало невозможным использование паспортов для последующего повышения энергоэффективности у заказчика, привело к полному провалу сроков оснащения приборами учета», – сообщается в резолюции.

Также у представителей отраслевого сообщества вызывает недоумение тот факт, что ответственность за неудовлетворительное исполнение этого Закона №261-ФЗ и государственной программы энергосбережения до 2020 года, как ни странно, пытаются возложить на саморегулируемые организации в области энергетического обследования. Принятые и планируемые изменения в федеральном законодательстве об энергосбережении предполагают переход от обязательного энергетического обследования к добровольному и это при том, что за 4 года государство так и не заинтересовало бюджетный сектор в энергосбережении.

Энергетическое обследование, отмечают отраслевики, – это не столько расчет потенциала энергосбережения и разработка перечня мероприятий, это, прежде всего, первый этап привлечения инвестиций в сферу производства, транспортировки и потребления энергетических ресурсов. Данные энергетического обследования должны стать источником информации об энергопотреблении, требуемой для сбора, систематизации и обработки в интересах государства, частных инвесторов, энергосервисных компаний, производителей и поставщиков энергоэффективного оборудования, и без которой невозможно принятие обоснованных решений о капитальных вложениях в объекты.

«Принятые в декабре 2013 года изменения в Закон №261-ФЗ и планируемая законопроектная работа уполномоченных органов власти направлены на исключение из сферы обязательного энергетического обследования не менее 70% рынка, что неминуемо приведет к 40-50 тысячам безработных инженеров и специалистов, распаду сложившегося сектора экономики по производству, продвижению, монтажу и эксплуатации энергосберегающего оборудования, риску не реализации государственных, региональных и муниципальных программ в области энергетической эффективности», – говорится обращении.

Профессиональное сообщество, обеспокоенное внесенными изменениями и сведениями о планируемых изменениях государственной политики по энергосбережению, считает необходимым довести до сведения органов исполнительной и законодательной власти всех уровней свои предложения по совершенствованию системы проведения энергетических обследований. Всего их получилось семь.

1. Внести изменение в закон №261-ФЗ в части определения энергетического обследования: Энергетическое обследование (энергоаудит) – регулярное исследование объектов, производящих, транспортирующих и потребляющих энергетический ресурс с целью получения достоверных данных о потреблении энергетических ресурсов, анализа их энергетической эффективности, разработки предложений по модернизации, расчета экономического эффекта и сроков окупаемости.

«В настоящее время, все, что касается обязательного энергетического обследования, вытекает из его определения, установленного в ст. 2 Закона №261-ФЗ «Об энергосбережении …», и заключается в сборе данных для отражения в энергетическом паспорте. В любом случае следует признать, что без комплексного подхода и анализа энергопотребления, хотя бы на уровне муниципального образования, ни энергоаудит, ни внедрение энергосберегающих технологий не принесут должного экономического эффекта», – говорится в пояснении к инициативе.

2. Определить энергетическое обследование (энергоаудит), как прикладную научно-исследовательскую работу, регулируемую Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 02.11.2013) «О науке и государственной научно-технической политике».

В действительности качественный энергоаудит - это способ познания неизвестных заказчику взаимосвязей между энергетическим оборудованием (предметами) и эффективным использованием ТЭР и воды (событиями в энергохозяйстве), отмечают отраслевики.

3. Сохранить введенный в Законе №261-ФЗ принцип обязательности энергетических обследований на законодательном уровне, довести компанию по обязательным энергообследованиям до конца и по мере очевидной необходимости законодательно и/или нормативно совершенствоваться с учетом отечественного и мирового опыта.

При сохранении существующих групп обязательности обследования дополнить обязательностью инвестиционного энергоаудита в отношении зданий перед их капремонтом и/или вводом новых зданий в эксплуатацию, любом освоении инвестиций при модернизации зданий, оборудования, технологических процессов.

«Отказываясь от обязательного энергетического обследования, при отсутствии заинтересованности бюджетного сектора в энергосбережении, и проведении его лишь на 50%, государство проявляет явную непоследовательность, что усугубляет понимание региональными и муниципальными служащими государственной политики и «правил игры», без чего невозможно создание условий для частных инвестиций.

Переход от обязательной паспортизации к обязательному инвестиционному энергоаудиту позволит повысить качество расчетов и индикаторов энергетической эффективности, что будет способствовать привлечению в данную сферу инвестиций», – говорится в комментарии к третьему пункту.

4. Стандартизировать профессию «энергоаудитор» в соответствии с Порядком разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (в соответствии с федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 федерального закона «О техническом регулировании»).

Представители профессионального сообщества считают, что «как только профессия будет стандартизирована, Министерство образования и науки Российской Федерации сможет разработать программу подготовки и переподготовки кадров. Опыт проведения энергетических обследований показал необходимость градации уровня подготовки и допуска энергоаудиторов к различным объектам обследования».

5. За счет средств текущего года, выделенных на научно-исследовательские работы, Минэнерго России провести конкурсы на разработку классификации стандартов профессиональной деятельности в области энергетического обследования, требований к стандартам СРО в области энергетического обследования.

«В период с 2009 по 2013 год Минэнерго России провело конкурсы на разработку научно-исследовательских работ на общую сумму 690 млн рублей, сводившихся к анализу материалов, законодательства, достигнутых результатов.

В сферу энергетического обследования и энергоэффективности вовлечено большое количество ВУЗов, которые готовы с учетом опыта проведения обследований подготовить материалы по стандартизации энергетического обследования», – сообщают энергоаудиторы.

6. Создать при Общественном совете Минэнерго России рабочую группу по совершенствованию нормативно-правовой базы в области энергоэффективности из представителей профессионального сообщества.

7. Расширить сферу деятельности саморегулируемых организаций в области энергетического обследования, включив в нее экспертизу энергетической эффективности оборудования, энергетическую паспортизацию жилых и административных зданий, обязательность энергетического обследования при сдаче зданий в эксплуатацию.

Представители сообщества отмечают, что практика энергетических обследований по 261-ФЗ показала, что деятельность энергоаудитора не может быть ограничена только выполнением энергетических обследований. По их мнению, необходим переход от формата энергоаудита к формату инвестирования энергосбережения. Для успешной реализации данного направления предлагается создать «Систему управления энергетической эффективностью».

«Настоящим представители саморегулируемых организаций в области энергетического обследования выражают единое мнение о важности и необходимости сохранения и развития системы обязательных и добровольных энергетических обследований.
Участники готовы объединить усилия по развитию и реализации предложений резолюции Всероссийского совещания саморегулируемых организаций в области энергетического обследования», – говорится в тексте резолюции.

В целях реализации документа профессиональное сообщество взяло на себя обязательство разработать дорожную карту развития энергосбережения и повышения энергетической эффективности хозяйственного комплекса Российской Федерации.

Диана Шуняева
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru

Статьи

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных
12.01.2023

СРО НФА направила в ЦБ мнение рынка о внедрении системы открытых данных

Национальная финансовая организация (НФА) направила в Центробанк результаты опроса по Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке. Отмечается, что респонденты высказали свое мнение реализации моделей «Открытый банкинг», «Открытые финансы», «Открытые данные». Также участники опроса прокомментировали плюсы и минусы этих моделей. Подробнее о моделях открытых данных в этом материале.
СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика
02.12.2022

СРО МФО рассказала о том, как кредиторам рассчитывать показатели долговой нагрузки заемщика

24 ноября СРО "МиР" совместно с Центробанком провела вебинар, посвященный анализу отчета бюро кредитных историй (БКИ), который составляется для расчета показателей долговой нагрузки (ПДН). Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.

Все статьи

Мероприятия

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений
17.04.2024

Ассоциация "Проектный портал" проведет круглый стол и расскажет о развитии исторических поселений

19 апреля Ассоциация Экспертно-аналитический центр проектировщиков "Проектный портал" проведет круглый стол по теме "Гармоничное развитие исторических поселений и исторических центров регионов России".
Все мероприятия

Видео

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство
28.09.2018

Прямой эфир с конференции Российский строительный комплекс: повседневная практика и законодательство

На ежегодной конференции организованной Саморегулируемой организацией Ассоциацией Балтийский строительный комплекс, поднимаются приемущественно вопросы затрагивающие основные проблемы связанные с институтом саморегулирования в строительной сфере.

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход
26.06.2017

Проверки членов СРО с 01 июля 2017 года: риск-ориентированный подход

С 01 июля 2017 года, вступает в силу нормативный акт, регулирующий контрольную деятельность СРО, в соответствии с которым вводиться риск-ориентированный подход при контрольной деятельности членов СРО. Проверки СРО в строительной сфере, компаний и ИП осуществляющих деятельность на особо опасных, уникальных и технически сложных объектах теперь будут осуществляться и зависеть от значений показателей рисков, в соответствии с методикой

Все видео

Интервью

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"
27.10.2022

Дарина Денисова: "Не нужно преуменьшать умение бизнеса маневрировать в условиях постоянного давления внешних обстоятельств"

Президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала нашему порталу о том, как индустрия ставок переживает 2022 год. По ее словам, букмекерство привыкло работать в стрессовых условиях. Так, пандемия и приостановленные из-за нее спортивные соревнования не смогли значительно навредить букмекерам и рынок покинули считанные единицы лицензиатов. Сейчас перед бизнесом стоят новые вызовы, но и с ними отечественные букмекеры смогут справиться, уверена глава отраслевой саморегулируемой организации.

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров
08.08.2022

Дарина Денисова о новом будущем СРО букмекеров

Наш постоянный эксперт - президент Ассоциации букмекерских контор Дарина Денисова рассказала о том, чем сегодня живет рынок букмекеров, как переживает реформу отраслевой саморегулятор.

Все интервью

Опрос

с 01.02.2014 по 08.03.2014

Событие (мероприятие) года в сфере саморегулирования?

6.5%

7

Первая международная конференция «Практическое саморегулирование»

52.3%

56

Отзыв ЦБ лицензий у банков и потеря СРО КФ

8.4%

9

III Всероссийский форум СРО

9.3%

10

День саморегулирования (12 декабря 2013 г.)

5.6%

6

Авторский курс В.С. Плескачевского «Эффективное управление СРО»

17.8%

19

Иной вариант

Вопрос-ответ

Вопрос:

Может ли член одной саморегулируемой организации медиаторов одновременно быть членом другой СРО той же отрасли, но расположенной в другом федеральном округе?

Ответ:

В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона №315 «О саморегулируемых организациях», субъект, осуществляющий определенный вид предпринимательской или профессиональной деятельности, может являться членом только одной саморегулируемой организации, объединяющей субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности данного вида. Аналогичное правило предусмотрено и ч. 8 ст. 18 ФЗ №193 «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».

Таким образом, член саморегулируемой организации медиаторов не может одновременно состоять в другой СРО медиаторов, даже если такая организация расположена в другом федеральном округе, поскольку такое основание не предусмотрено законом в качестве исключения из общего правила.

Вопрос:

Вступление в СРО в рассрочку и в другом регионе: Строительная компания из Екатеринбурга, планирует вступать в СРО в рассрочку в Московское СРО, насколько законно вступление в СРО в рассрочку, и могут ли быть у этой компании проблемы в связи с тем, что она будет состоять в СРО в Москве?

Ответ:

По поводу оплаты компенсационного фонда в рассрочку: СРО обязано сформировать компенсационный фонд в соответствии с законодательством, т.е. в полном объеме, поэтому предлагать вступать в СРО в рассрочку, СРО не имеет право, это незаконно. Однако вместо вступления в СРО в рассрочку, Вы можете использовать законные способы, в частности вступление в СРО в кредит или вступление в СРО в займ (когда не само СРО, а кредитные организации или иные третьи лица предоставляют займ или кредит). Минусом вступления в СРО в кредит или займ, является как правило необходимость оплаты процентов по кредиту (займу).
По поводу вступления в СРО в Москве: компания из любого региона России, или иностранная компания, может вступить в СРО в любом регионе. Ранее при лицензировании существовали территориальные ограничения, сейчас же таких ограничений нет, поэтому никаких проблем возникнуть не должно.
Вернуть старый дизайн