Совет при Президенте: закон о СРО коллекторов переписать, саморегулирование уточнить
Совет при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предложил чуть ли не полностью переписать проект закона, которым в коллекторскую деятельность должно быть введено саморегулирование. Проект, над которым специалисты Минэкономразвития трудились пять лет, вызвал многочисленные нарекания членов консультативного органа при Президенте Российской Федерации, обеспечивающем взаимодействие между различными органами госвласти, общественными объединениями, научными учреждениями при рассмотрении связанных с совершенствованием гражданского законодательства вопросов.
Проект федерального закона «О деятельности по взысканию задолженности» был разработан с целью создания нормативно-правовой базы, регулирующей взыскание с должников просроченной задолженности, а также защиты прав и интересов граждан — должников путем запрета применения к ним неправомерных методов воздействия. Кроме того, законопроектом устанавливается система контроля и надзора за работой коллекторов, а также меры ответственности за несоблюдение установленных норм ведения деятельности по взысканию просроченной задолженности.
Согласно сведениям Банка России, задолженность по кредитам, предоставленным физическим лицам, в период с начала июля кризисного 2009 года до начала начало июля 2015 года выросла в 2,9 раза (с 3683,03 млрд. рублей до 10690,06 млрд. рублей), при этом просроченная задолженность за этот же период выросла в 3,8 раза (с 209,45 млрд. рублей до 804,05 млрд. рублей). Объем долгов, проданных банками коллекторам, в первом полугодии подскочил на 42%, до 245 млрд рублей. За весь прошлый год он составил 292 млрд рублей.
«Законопроект направлен на решение проблем остро влияющих на современный рынок кредитования физических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также рынок кредитных услуг в целом. Среди таких проблем необходимо выделить ежегодное увеличения объемов просроченной задолженности граждан перед кредитными организациями, образовавшейся ввиду невозврата средств по выданным ранее кредитам, а также применение лицами, осуществляющими деятельность по взысканию просроченной задолженности на профессиональной основе, методов взыскания нарушающих основные права граждан ввиду недостаточной регламентированности указанной деятельности», – отмечают авторы законопроекта.
Согласно данным Генпрокуратуры, по результатам проверок деятельности коллекторских агентств и кредитных организаций прокурорами выявлено более 3,5 тысяч нарушений законодательства, к административной ответственности привлечено 645 должностных и юридических лиц. По материалам прокурорских проверок возбуждено 55 уголовных дел. Как отмечают авторы, нарушения прав должников, не попадающие в поле зрения правоохранительных органов и органов власти, могут иметь существенно больший объем. Сведения из правоохранительных органов касаются только случаев привлечения к ответственности за уже совершенные правонарушения. Кроме того, взыскателями могут совершаться действия, не урегулированные действующим законодательством, но при этом ущемляющие права граждан и создающие для них невыносимые условия (звонки в круглосуточном режиме, систематические угрозы, в том числе выражающиеся в психологическом давлении, дезинформация и т.д.).
По проекту закона в текущей редакции, саморегулируемой организацией профессиональных взыскателей признается некоммерческая организация, которая соответствует требованиям, установленным ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях», создана в целях осуществления контроля за профессиональной деятельностью своих членов в области взыскания задолженности в части соблюдения ими требований стандартов и правил СРО, условий членства в саморегулируемой организации, сведения о которой внесены в государственный реестр СРО и которая объединяет профессиональных взыскателей на условиях членства на добровольной основе.
Основные функции, права и обязанности саморегулируемой организации профессиональных взыскателей, принципы и порядок осуществления ее деятельности, требования к органам саморегулируемой организации профессиональных взыскателей и ее внутренним документам устанавливаются Федеральным законом «О саморегулируемых организациях».
По мнению Совета при Президенте, проект закона необходимо было написать с общей точки зрения, более детально раскрыть суть деятельности коллекторов, а также подробнее остановиться на вопросах саморегулирования коллекторов. Из проекта закона также предлагается полностью убрать часть, которая касается порядка их взаимодействия с должниками. Совет посчитал, что эти отношения в полной мере могут быть урегулированы с помощью уголовного и гражданского законодательства.
Отметим, что ранее в этом месяце проект закона о СРО коллекторов обсуждался на заседании круглого стола в Государственной думе. У экспертов ГД также возник ряд нареканий по некоторым его положениям. В частности, были выделены следующие неразрешенные проектом вопросы: кто будет осуществлять надзор, какова роль саморегулирования коллекторской деятельности, каков порядок предоставления требования к ней, для чего в этот порядок включены физические лица и действительно ли остается возможность найма третьих лиц, от методов работы которых как кредитор, так и коллектор смогут формально «откреститься».
Светлана Демидова
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru