СРО лизинговой отрасли появятся в 2019 году
Законопроект о саморегулируемых организациях лизингового рынка может быть принят Госдумой в весеннюю сессию, сообщил на форуме «Ведомостей» «Эффективные инструменты роста» директор департамента финансовой стабильности ЦБ Сергей Моисеев. Он пояснил, что основа законопроекта уже готова, но впереди предстоит его доработка. Затем предусматривается двухлетний переходный период. В полную силу закон должен заработать в начале 2019 года.
Напомним, в целях развития лизингового рынка России в 2016 году Банк России разработал Концепцию, которую поддержало правительство, и приступил к реализации реформы лизинговой отрасли. Конечная цель данной институциональной реформы - формирование благоприятной операционной среды, поддержание надежности и обеспечение эффективности лизинга для удовлетворения потребностей участников рынка в обновлении основных средств, что в конечном счете будет способствовать инвестициям и экономическому росту в российской экономике. Итогом реформы станет появление государственного регулятора лизинговой деятельности, который может передать часть регулятивных функций на уровень саморегулируемой организации.
Нововведения затронут лишь компании финансового лизинга и обойдут стороной тех, кто занимается арендой или прокатом (операционный лизинг). Физлицам будет запрещено предоставлять данные услуги, тогда как участие в СРО для лизинговых компаний будет обязательным. Минимальное требование к капиталу предполагается установить на уровне 70 млн руб.
Как сообщил представитель ЦБ, в рамках саморегулирования будут разработаны стандарты для ведения бизнеса. Они позволят повысить прозрачность лизинговых компаний для инвесторов и кредиторов. В коллегиальный орган саморегулируемых организаций, которые будут контролировать деятельность лизинговых компаний, Банк России считает возможным ввести представителей госвласти, в частности депутатов Госдумы и членов Совета Федерации.
«Роль в коллегиальных органах, то есть на уровне совета СРО, должна быть закреплена за теми участниками со стороны государства, которые влияют [на лизинг]. Поэтому, если лидеры рынка скажут, что мы двигаемся в авиастроение, транспорт, то, безусловно, привлечение представителей госвласти в совет СРО нам будет необходимо. По крайней мере на первом этапе, первые пару лет нам нужно будет участие в СРО представителей профильного комитета Госдумы и Совета Федерации», - рассказал Моисеев.
На данный момент рынок лизинга не регулируется, закон о лизинге определяет только базовые понятия. То есть почти любая компания может называться лизинговой и претендовать на субсидии и льготы.
«Мы даже не знаем, сколько таких компаний на рынке», - передает слова представителя ЦБ РБК.
Как ранее рассказывал вице-президент ТПП РФ Дмитрий Курочкин, необходимость внесения сегодня правовых изменений рынка лизинга, в первую очередь, связана с экономической целесообразностью. Лизинговая отрасль хоть и выросла за последнее десятилетие - объем портфеля составляет 3 трлн руб., вместе с тем, ее потенциал в России далеко не исчерпан. Так, в странах с развитым рынком лизинга доля инвестиций в основные фонды через соответствующие операции достигает 30 %, в России же - не превышает и 5 %.
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru