ЦБ намерен продолжить развитие поведенческого надзора. СРО «МиР» напомнила регулятору об отсутствии соответствующего закона
СРО «МиР» предложила ЦБ убрать акценты с поведенческого надзора в «Основных направлениях развития финансового рынка на 2022 год и период 2023-2024 годов» до принятия соответствующего закона. Соответствующая информация появилась на сайте саморегулятора.
30 августа и 2 сентября на площадке аналитического центра «Форум» состоялось обсуждение проекта «Основных направлений развития финансового рынка на 2022 год и период 2023-2024 годов». В дискуссии принял участие регулятор в лице зампреда Центробанка Владимира Чистюхина и первого зампреда Ольги Скоробогатовой. Также к обсуждению документа присоединился председатель Совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. Он говорил о регулировании микрофинансовых организаций, а также о ценовом неравенстве в доступе к сервисам Системы быстрых платежей. По итогам дискуссии саморегулятор направил свои предложения к проекту «Основных направлений развития финансового рынка».
Поведенческий надзор, проводимый Центробанком
Поведенческий надзор представляет собой надзор за тем, как финансовые организации взаимодействуют с потребителем. Работая в этом направлении, Центробанк анализирует продажи финансовых продуктов, корректность информации, которую получает потребитель перед заключением договора, соответствие самого договора законодательству. Считается, что поведенческий надзор позволяет не только восстанавливать нарушенные права конкретных людей, но и помогает устранить причины появления жалоб. Когда регулятор выявляет нарушения, возникшие из-за отсутствия каких-то норм, он выпускает рекомендации для всего рынка. При этом Банк России ориентируется не только на полученные жалобы и обращения, но и изучает сайты финансовых организаций, специализированные форумы потребителей, другие источники в сети Интернет. Поведенческий надзор активно применяется для борьбы с мисселингом, то есть продажей одних финансовых продуктов под видом других, навязыванием страховок и дополнительных услуг при оформлении кредитов, нарушениями при взыскании просроченной задолженности, недостаточным информированием или введением потребителя в заблуждение перед заключением договора.
ЦБ составляет поведенческий риск-профиль участников финансового рынка, в котором устанавливает индикаторы, сигнализирующие о количестве жалоб. Таким образом, выявляются компании, требующие наиболее пристального внимания регулятора. Кроме того, Банк России наделен полномочиями проводить контрольные закупки финансовых продуктов и услуг, что позволяет выявлять нарушения законодательства со стороны участников финансового рынка и применять меры надзорного реагирования.
ЦБ намерен развивать поведенческое регулирование
Регулятор посвятил целый раздел «Основных направлений развития финрынка» защите прав потребителей финансовых услуг и инвесторов, а также повышению финансовой грамотности. В него ЦБ включил положения, направленные на развитие поведенческого регулирования
Раздел 3.1 «Основных направлений развития финансового рынка»:
«Для этих целей Банк России продолжит развитие поведенческого регулирования и надзора как основного инструмента настройки поведенческих моделей участников рынка, фокусом которого является процесс взаимодействия поставщиков и потребителей финансовых услуг».
Позиция СРО «МиР»
Банк России неоднократно указывал на значение защиты прав потребителей финансовых услуг и роль поведенческого надзора в обеспечении такой защиты. Однако, как отметили в СРО, до настоящего времени нет специального закона о защите прав потребителей финансовых услуг и нет регулирования поведенческого надзора в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Саморегулятор отметил, что принятие такого специального закона позволило бы не только уточнить права потребителей финансовых услуг, но и определить цели, сущность, принципы и инструменты поведенческого надзора в этой сфере, а также обеспечить не только единство и унификацию надзорной практики, но и консолидацию органов надзора в этой сфере. В этой связи СРО предлагает изменить формулировку, использованную в «Основных направлениях развития финансового рынка» для усиления поведенческого надзора.
Формулировка СРО «МиР»: «Для этих целей Банк России продолжит разработку предложений по развитию законодательства и регулирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг и поведенческого надзора как основного инструмента настройки моделей взаимодействия участников рынка, фокусом которого является процесс предоставления и сопровождения поставщиками финансовых услуг потребителям в течение всего жизненного цикла такой услуги».
Таким образом, саморегулятор предложил ЦБ убрать акценты с поведенческого надзора, поставленные в «Основных направлениях развития финансового рынка на 2022 год и период 2023-2024 годов», до принятия соответствующего закона.
Напомним, СРО «МиР» предложила ЦБ перефразировать и требование, обязывающее кредиторов включать допуслуги в расчеты по кредитам
Элеонора Ширинова
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru