Участники отрасли е-туризма не против саморегулирования
Круглый стол «Рынок онлайн-тревел в России: проблемы и их решения» состоялся на прошлой неделе в Москве. Одним из вопросов, которые обсуждались на встрече, была инициатива введения правил саморегулирования в сфере онлайн-туризма.
Инициатором мероприятия выступил Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ), который представлял на встрече интернет-пользователей, столкнувшихся с «нечестным» сервисом игроков рынка онлайн-туризма (ОТА). Жалобы, связанные с мошенничеством агентов по продаже авиабилетов, некачественной работой электронных туристических бюро, сервисов дистанционного бронирования отелей, аренды автомобилей и предоставлением прочих услуг ОТА, поступают на «Горячую линию» РОЦИТ.
Участниками круглого стола стали: Светлана Мухина, заместитель начальника Управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора, Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР), Сергей Плуготаренко, генеральный директор Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), Сергей Гребенников, директор РОЦИТ, Кирилл Песков, стратегический партнер Rambler&Co, а также представители отрасли онлайн-тревела – компаний Anywayanyday, Aviasales, Biletix, Pososhok.ru, INNA Tur, «Аэро Клуб», «АВИА ЦЕНТР Онлайн», Tutu.ru, Travelata и др. Модератором дискуссии выступила Татьяна Голубовская, директор по развитию РОЦИТ.
Согласно исследованию Data Insight, в 2014 году онлайн-продажи туристических услуг в нашей стране составили 430 млрд рублей, рост за год - 49%. Половина рынка онлайн-туризма в денежном выражении (215 из 430 млрд) – это авиабилеты, при этом посещаемость онлайн-сервисов по продаже авиабилетов сегодня на 20% выше, чем год назад – как для авиакомпаний, так и для OTA.
«Сегодня направление онлайн-туризма одно самых прогрессирующих в Рунете, однако быстрому росту сопутствуют соответствующие трудности: необходимость больших инвестиций, техническое отставание, отсутствие четкого механизма регулирования отрасли, которое приводит к развитию теневого сегмента отрасли и дискредитации рынка в целом, несоответствие законодательства (например, в вопросе легитимности оферты – договора, заключенного онлайн). Не стоит сбрасывать со счетов и социальные факторы: некредитоспособность пользователей и элементарная цифровая неграмотность», – констатировал Сергей Гребенников.
Одним из предложенных им решений, призванных справиться с возникшими проблемами, стала инициатива разработки принципов саморегулирования рынка. Помимо этого, по его словам, необходимо внести в законы дополнения с поправкой на развитие электронных сервисов и услуг (в первую очередь, в законы «О туристической деятельности» и «О защите прав потребителей»), разработать свод правил безопасности интернет-туриста, а также создать реестр (или «белый список») туристических онлайн-агентств, оператором которого может выступить Роскомнадзор.
Поддержала идею саморегулирования отрасли представитель Роспотребнадзора Светлана Мухина. По ее словам, институт поможет закрыть белые пятна в нынешнем законодательстве, которое, действительно, не успевает за ростом ОТА, более оперативно решать споры с пользователями, а также предупреждать нарушения на рынке – «меньше надзора, больше профилактики». Мухина также посоветовала им параллельно с разработкой принципов саморегулирования начать формирование так называемого Кодекса хорошей практики, чтобы игроки рынка могли брать пример с «хорошего» сервиса своих коллег-конкурентов.
По мнению Сергея Плуготаренко (РАЭК), одна из задач саморегулирования или создания реестра, чтобы в ОТА остались только честные игроки, предлагающие качественный сервис. Но у самой отрасли есть некие опасения на этот счет.
«Хочется избежать экстрима в способах регулирования. Создание неких правил - сложная задача, она требует серьезного, взвешенного подхода», - прокомментировал Евгений Шухлин (Anywayanydaу).
Шуняева Диана
Специально для Информационного портала «Всё о саморегулировании» (Всё о СРО)
www.all-sro.ru